Знаем меру, убираем страхи

0 комментариев

До начала учебного года осталось меньше двух месяцев. Это время особенно волнительно для родителей первоклашек

Много у них возникает вопросов, на которые не всегда можно получить ответ. Например, нужно ли психологически подготавливать детей к школе и необходимо ли в это время усиленно с ребенком заниматься: учить цифры, буквы, читать и писать? Или из наболевшего: стоит ли совместно делать домашние задания? И даже один из самых актуальных вопросов: нужна ли единая школьная форма?

На эти и другие вопросы отвечает гость «БВ» детский психолог Ольга Фотиева.

— Начнем беседу со «стартового» вопроса. Нужно ли настраивать ребенка на школу и как правильно это делать, чтобы он положительно относился к учебе, педагогам, одноклассникам, нашел с ними общий язык?
— Безусловно, необходимо. В первую очередь важно приучать ребенка к образовательному процессу и добавить к этому предварительную адаптацию. Рекомендую часто рассказывать о своих школьных годах, одноклассниках, интересных событиях во время учебы, любимых учителях. Можно также отдать на подготовительные курсы в школу для знакомства с педагогами и сверстниками. Еще важно соблюдать режим дня, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникло, например, проблемы раннего подъема. Но не рекомендую принуждать детей заучивать буквы, цифры и так далее. Если заниматься, то только ненавязчиво, всё должно быть в интересной и легкой игровой форме. Хорошо развитая мелкая моторика — условие успешного обучения. Поэтому считаю, что летом можно смело просить детей собирать мозаику, конструктор с мелкими деталями, нанизывать бусинки, буквы или цифры. Если отдыхаете на пляже, то полезно поиграть с песком, галькой, мелкими ракушками. Можно посоревноваться с ребенком: кто во время прогулки первым увидит на вывесках или рекламных щитах загаданную букву. Полезными станут совместные настольные игры, разгадывание ребусов, раскраски — это помогает развитию усидчивости и внимания. Кроме того, такие занятия сплотят всех членов семьи, замечательно, если у вас родится семейный ритуал, чтобы собираться вместе.

Предпочтительнее в это время уделить внимание изучению цветов. Это умение можно тренировать в быту: отправляясь куда-то с ребенком, попросите его по дороге посчитать, сколько проехало машин определенного цвета. Не менее важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в пространстве: знал, где низ, верх, левая или правая сторона. Необходимо, чтобы ребенок выучил свои имя, фамилию, отчество, домашний адрес, а также номера телефонов папы и мамы. Перед 1 сентября напомните ему, что он может и должен обращаться к учителю за помощью: ведь в школе для него он самый главный взрослый.

— А нужно ли заставлять повторять пройденный материал или всё же дать возможность отдохнуть во время каникул?
— Каникулы — это всегда долгожданный период для детей, но на смену им приходит учеба, поэтому детям необходима адаптация. Родители часто недооценивают свою роль в этом процессе, а ведь именно от их поддержки и настроя зависит то, как ребенок воспримет учебный год, насколько у него будет сильная мотивация к занятиям. В этом случае важен совместный досуг, внимание к пожеланиям ребенка, безусловно, всё в рамках разумного. Это и есть залог высокой успеваемости детей. Родителям необходимо вспоминать о школьных достижениях ребенка в прошлом году. Акцент на достигнутых успехах станет отличным средством мотивировать школьника на дальнейшие достижения.

— Обычно на летние каникулы дается список литературы, но желающих читать мало. Стоит родителям, снова же, настаивать на этом?
— Детям нужно отдыхать, поскольку интенсивные и принудительные занятия могут негативно повлиять на отношение ребенка к учебе. Конечно, только играть в компьютерные игры летом — это плохо. Стоит как минимум читать книги, но те, которые нравятся. Полезно с ребенком обсуждать сюжеты, поступки героев — это развивает речь и мышление. Замечательно, если взрослые все занятия будут проводить в игровой форме. Например, пошел ребенок в магазин, ему нужно посчитать расходы на продукты, чтобы хватило денег, — это повторение математики.

— Сейчас много говорят о единой школьной форме. В обществе разные мнения по этому поводу. На Ваш взгляд, нужна ли школьная форма, играет она какую-то роль в образовательном процессе?
— Считаю, что школьная форма влияет на учебный процесс: она дисциплинирует учеников и позволяет сосредоточиться на обучении, а не на обсуждении того, кто и во что одет.

— В последние годы все чаще родители и дети совместно делают домашние задания. Не приводит ли это к тому, что ребенок не умеет быть самостоятельными?
— Родители не должны делать с детьми уроки! Но это не означает, что нужно игнорировать и не вникать в их жизнь. Важно быть рядом, спрашивать, подсказывать, но ребенок делает уроки только самостоятельно. Вы правы, в результате дети вырастают несамостоятельными, это приводит еще к неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения, страху перед ошибками и боязни начинать что-то новое. И это, кстати, самая частая проблема, с которой ко мне обращаются родители. «Мой ребенок не может делать самостоятельно уроки. Я каждый вечер много часов после работы провожу с ним, делая домашние задания», — говорят они. Когда начинаем разбирать на консультациях этот вопрос, приходим к выводу: родитель хочет, чтобы ребенок был успешным. К сожалению, в нашем обществе есть такая устойчивая связь: хорошо учишься в школе — будешь преуспевать в жизни, вот поэтому мама и папа не дают своему чаду «съехать». Разбираем ситуацию дальше: видим, что у взрослых за этим стоит страх, будто их ребенок будет не таким, как все, будто другие дети лучше, чем он. А еще страх быть плохим родителем, мишенью для осуждений. И это волнения не ребенка, а родителей. Они испытывают такую боязнь, которая впоследствии выливается в огромную проблему, но об этом не задумываются и не анализируют ситуацию. Страх их поглощает, и они начинают полностью контролировать домашние задания своего ребенка, активно участвовать в его обучении, брать на себя его обязанности и даже собирать за него рюкзак. Этого категорически нельзя делать!

Любите своих детей такими, какие они есть, ведь каждый ребенок талантлив и уникален.

Наталья ШЛЯЖКО
Фото их домашнего архива Ольги Фотиевой
Среда , 10 Августа , 2022   07 : 53
Лента новостей

Опрос










Брестский районный исполнительный комитет