Сын и внучки солдата смогли прийти на его могилу впервые, а поисковики передали им личные вещи героя Красной армии.

На днях останки нашего земляка со всеми почестями перезахоронили на Гарнизонном кладбище.
Выступая перед собравшимися, заместитель председателя горисполкома Виталий Щерба отметил, что данное событие — пример всему миру, как нужно чтить память защитников Родины. А для сына и внучек — это возможность прийти на могилу к родному человеку.

Сын Георгий Панасюк, его дочери Елена Мазурик и Надежда Федюкович тоже присутствовали на церемонии. Здесь же поисковик, научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Юрий Глазунов передал им личные вещи Петра Панасюка.
Случайная неслучайность
Судьба Петра Панасюка — это трогательная и одновременно удивительная история. Он родился в 1918 году в деревне Гуровка Херсонского района Одесской области. По словам его внучки Надежды Федюкович, прадедушка и прабабушка, родители дедушки, оказались там, будучи беженцами во время Первой мировой войны. После вернулись на малую родину, в деревню Большие Мотыкалы. До 1937 года здесь же проживал и Пётр Панасюк. Когда перебрался в Брест, работал в пожарной охране города. Женился. Вскоре у него родился сын Георгий. К этому времени подошло время службы. Однако молодому отцу дали отсрочку на шесть месяцев. В результате в Красную армию он был призван в апреле 1941 года Брестским военкоматом. А дальше война внесла свои коррективы в жизнь семьи. 6 июля 1943 года во время Курской битвы Пётр Панасюк погиб около села Нечаевка Прохоровского района Белгородской области. Похоронен был на поле боя в 500 метрах восточнее данного населенного пункта.
Только об этом не сразу узнали родные. Его жене, Вере Фёдоровне, сначала пришло извещение о том, что Пётр Степанович пропал без вести. Однако она надеялась, что он живой и обязательно найдется. После освобождения Беларуси стала его искать, отправлять запросы. В сентябре 1944 года ей пришло еще одно извещение, в котором говорилось, что ее муж погиб, похоронен в братской могиле в селе Нечаевка. Подтверждением этому стало его имя, выбитое на плите захоронения.
Со временем информация о Петре Панасюке появилась на страницах книги «Память».
Подсказка в коробочке
Однако история на этом не завершилась, а получила продолжение 30 августа этого года. В очередной раз члены Прохоровского отделения ВПК «Огненная дуга» проводили поиск погибших во время Великой Отечественной войны. В центре их внимания оказалось поле около села Нечаевка. В июле 1943 года здесь на протяжении нескольких дней велись тяжелые бои: Красная армия сражалась с врагом и несла немалые потери. Военные действия и условия не всегда позволяли с почестями провести в последний путь убитых солдат. По словам Юрия Глазунова, чаще всего их хоронили на поле боя, в стрелковой ячейке, траншее. Поэтому поисковики не исключали, что могут найти захоронения солдат в этом месте, ведь здесь проходила полоса обороны. Сориентироваться в действиях помогли архивные документы, аэрофотосъемка, на которой была видна сеть траншей и окопов. По ним шли поисковики с металлоискателем, который сработал на металлический котелок.

Могила нашего земляка находилась неглубоко, поэтому металлоискатель быстро подсказал, где нужно начать раскопки. Рядом с останками находились разные предметы: кружка, два котелка, противогаз… Однако среди них не было документов или медальона, которые позволили бы узнать, кто нашел здесь свое пристанище. Подсказкой в этом деле стала пластмассовая коробочка. На ней были нацарапаны рисунки и надписи. Одна из них — «Панасюк». Поисковики поняли, что это фамилия красноармейца.
По цепочке…
Совместная работа сотрудников музея-заповедника «Прохоровское поле» и Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации позволила установить личность воина. Им оказался Пётр Степанович Панасюк, красноармеец, помощник наводчика противотанкового ружья 158-го гвардейского стрелкового полка 51-й гвардейской стрелковой дивизии, до войны проживавший в Бресте.

После этого начался поиск родных красноармейца. Отыскать их помогли белорусские поисковики, государственный архив Брестской области. К слову, о работе последнего восторженно отозвались поисковики: сотрудники архива в течение недели отправили ответ на запрос о нахождении семьи Панасюк.
Немалую поисковую работу провел и наш военкомат, в частности начальник группы соцзащиты и пенсионного обеспечения военного комиссариата Бреста и Брестского района Виктор Демчук. По этому вопросу к нему обратился ведущий специалист управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь Александр Лугин. После этого к поисковому процессу подключились витебские поисковики, помогал и Мотыкальский сельский совет.

Совместная работа дала положительный итог. Стало известно, что до войны Пётр Панасюк проживал на улице Белостокской, 26, ныне улица Советских Пограничников. Работал бойцом ГПО НКВД. У него было три сестры: Ольга, Елена и Валентина. В похозяйственной книге Мотыкальского сельсовета заявитель смерти последней из них указал свой брестский адрес. Этот момент помог Виктору Демчуку выйти на родственников Петра Панасюка. Оказалось, что в городе проживает его сын и внучки.
А может такое быть?
По словам Надежды Федюкович, внучки Петра Панасюка, их всех очень потрясла новость о том, что найдены останки родного человека. За эти годы они даже ни разу не усомнились в том, где он похоронен. Поэтому в первые минуты Надежда Георгиевна даже подумала, что ее отцу позвонили мошенники.
Переполняют эмоции и Георгия Петровича. Он тоже не мог представить, что в 85 лет будет хоронить своего отца. С трепетом, болью, тоской и благодарностью он наблюдал за церемонией… Эмоции еще и оттого, что он совсем не помнит отца. Когда Петра Степановича призвали в Красную армию, ему было всего шесть месяцев. Все эти годы он жил воспоминаниями об отце, которыми делилась мама. Память о родном человеке — черно-белые фотографии и одно единственное сохранившееся письмо.

Пётр Панасюк написал письмо жене по дороге на постоянное место службы. На пожелтевших от времени бумажных листках из школьной тетради он не только рассказывает о своей армейской жизни, но и интересуется родными и близкими людьми.
Время что-то воскрешает, а что-то стирает из общего потока жизни. Есть такие моменты и в истории нашего земляка. Как получилось так, что Пётр Панасюк был похоронен на поле боя, а не в братской могиле, как все думали? Заместитель руководителя историко-поискового клуба «Огненная дуга» Валерий Арутюнов предполагает, что Панасюка похоронили красноармейцы, но перед этим забрали документы, чтобы погибшего не считали без вести пропавшим. Если имя Панасюка значится на плите братской могилы, можно предположить, что документы попали по назначению. Только военные действия, а может, еще что-то помешало как следует разобраться в данной ситуации и довести дело до конца.
На благо и с любовью
Стоит отметить работу российских поисковиков «Огненная дуга». За 29 лет они проводили поиск не только на территории Российской Федерации, но и Беларуси. За эти годы их силами поднято из земли 3947 останков воинов и офицеров Красной армии. Из них 3884 человека тожественно захоронили. Из небытия вышли 185 имен, а 25 человек были отправлены домой, в их числе и Пётр Панасюк…
«Пока вы помните — мы живы!» И мы действительно по-настоящему помним! И будем делать это всегда!
Фото Галины МОНИЧ, из домашнего архива семьи Панасюк, клуба «Огненная дуга»
Автор статьи — Наталья ШЛЯЖКО


