• RU
  • BLR
Суббота, 25 Октября

Улитки. Мотыльки. Майя Мировлада Палачича

На его счету более десяти персональных выставок. Он участвовал более чем в двадцати выставочных проектах, в том числе — и международного уровня. Его творчество можно встретить не только в галереях, частных коллекциях, но и на страницах книг, театральных сценах. Скоро на телевидении с его участием выйдет передача «Я — художник, я так вижу!»…

Брестский художник Мировлад Палачич, в прошлом известен под своим настоящим именем Владимир Ткаченко. Накануне Международного дня художника он рассказал о своем творчестве, почему и как стал Палачичем, что таит его новая выставка «Майя»…

Стоит сказать, что первое мое знакомство с его работами состоялось несколько лет назад в выставочном зале на улице Советской. Там была представлена сборная экспозиция брестских мастеров кисти. В числе творческой палитры больше всего бросилась в глаза его картина «Куклы в клетке». Приятная по цветовой гамме, но в то же время с немного пугающим и интригующим сюжетом: куклы-младенцы без глаз, вместо них — черная пустота… Но почему? В принципе, этот вопрос и дал старт нашей беседе.

Мировлад, так что же скрывается в основе этой работы?

— Картина написана в 2021 году. На ней изображены не люди, а куклы, похожие на младенцев. Это маски, поэтому нет глаз. Работа появилась по мотивам прошедшего коронавируса. Я заболел в конце его спада, при этом исчезло обаяние и вкус. На картине все это я не мог изобразить. Но глаза — это тоже орган чувств. Куклы ничего не видят, обрезается некая связь с миром. И это одна из причин, что у них нет глаз. Поэтому они еще и скручены, находятся в клетке, некой коробочке — как во время вируса  люди были изолированы друг от друга. На куклах, в виде татуировок, изображены разные насекомые синего цвета. Это словно метафора вируса. Он же невиден, поэтому изобразил его, как нашествие каких-то насекомых, которые ползают по оболочке. Но на тот момент мне показалось, что все это можно написать в виде таких младенцев. Когда человек чувствует себя очень уязвимо от невиданного вируса, он изолируется, теряет чувство обаяния…

  Судя по этому, можно сказать, что жизнь сама подсказывает Вам определенные сюжеты?

— Как актуальный художник, я реагирую на события, которые происходят вокруг и касаются лично меня. Я не законсервирован в какой-то своей абстрактной теме, которая, скажем, придумана 20 лет назад, и это значит, что буду всю жизнь делать одно и то же или схожее. Например, есть художники, которые, независимо от того, что происходит в мире, любят писать только пейзажи. Я все же живо реагирую, не останавливаюсь на одном. В зависимости от жизненных обстоятельств у меня были разные сюжеты. Как правило, я делаю серию картин, которая что-то выражает. В этом числе — серия картин «Пробуждение». В нее вошло 12 работ. На 11-ти из них изображено лицо с закрытыми глазами, а на 12-й они открываются. И если первая картина практически черная, то 12-я из них — почти белая. Смысл рассматривать нужно в нескольких уровнях. Первый, самый простой. Каждое утро просыпается человек: так для него наступает новый день. Вместе с этим он из состояния сна переходит к реальности. И по жизни, если немного эволюционирует, то он постепенно пробуждается. Начинает это делать с детства, когда все такое немного туманное. Потом, рано или поздно, наступает какое-то четкое осознание реальности, если, конечно, человек «не застрял…».

У Вас был период, когда на несколько месяцев уехали жить в деревню.  Можно связать эту работу с этим этапом?

— Эта серия картин была написана через три года после того этапа в моей жизни. Она появилась в концепции псевдонима. Я уезжал, чтобы взять псевдоним. А он — это не просто замена имени, а переосмысление направления в творчестве. Начиная с 2010 года начал размышлять над псевдонимом по многим причинам. Одна из них — мое настоящее имя и фамилия. Начиная с десяти лет я много раз выставлялся. Но со временем понял, что сложно таким образом продвигаться в творчестве, поскольку есть уже художник и даже музыкант с таким именем. Так появился Мировлад Палачич. Мировлад — это переставленные слоги имени Владимир. Палачич — настоящая фамилия моего дедушки по маминой линии, она сербского происхождения, единственная в Беларуси. Все, кто под ней, — мои родственники. У дедушки было много детей, но получилось, что фамилия затерялась по женским линиям. Я, таким образом, укоренил ее в творчестве. Жил я эти месяцы на малой родине мамы, в Пинском районе. Это маленькая деревушка, вокруг болота и леса, по утрам здесь можно увидеть даже косуль…

Второй момент отъезда — хотел решить кризис перестройки творчества, надо было сделать ребрендинг. Я давно думал в каком-то смысле отстраниться от творчества, стать зрителем, чтобы не привязываться к картине. Поясню. У многих художников есть психологическая зависимость, когда они, например, на выставке спрашивают у зрителя или коллег, что они думают о его картине. Если кто-то начинает критиковать, говорить, что в работе что-то не так, художники очень болезненно воспринимают сказанное, перенося это на себя. Думают, если картина плохая, то и он такой же. Но это не так… Я решил в себе эту проблему с появлением псевдонима: он — это моя работа, мой бренд… Кстати, изначально была идея, чтобы я, как художник, вообще не появлялся на выставках, чтобы оставался для всех неизвестным. Но понял, что так не получится сделать.

«Несмотря на то, что я родился в Новосибирске, и моя творческая деятельность давно вышла за рамки города и страны, — считаю себя абсолютным брестчанином! Брест — мой родной и любимый город! У меня ни разу не было мысли переехать в другое место!»

  — Кстати, а есть еще кто-нибудь у Вас из родных, кто бы рисовал?

— Прямых художников нет. Но мой крестный — отличный резчик по дереву. Мама в свое время работала на брестской сувенирной фабрике, раскрашивала матрёшек. У меня не было проблемы выбора профессии. Это один из полезных фактов моей биографии. Никогда не выбирал, с детства рисовал и лепил. В каком-то другом случае, наверное, я бы стал бы архитектором. Мне нравится что-то конструировать, создавать, строить. Хотя и в моих работах много присутствует конструкторских идей.

В своих картинах Вы уделяете много внимания образу улитки. Почему?

 Это один из лейтмотивов моего творчества, и всегда так будет. Улитка — как символ бесконечности, чего-то хорошего. Внутри ракушки — что-то живое. Она как оболочка человека, который находится в теле. Её использую в своем логотипе и подписи. Скажу, что ракушки привлекали меня с детства, собирал их, люблю спираль. Люблю изображать и мотыльков…

Кстати. Мировлад Палачич член Белорусского союза художников. Окончил десятую среднюю школу с архитектурно-художественным уклоном.  После этого окончил  учебу на кафедре  художественно-графических дисциплин Брестского государственного университета имени  Пушкина. На счету художника сценография нескольких спектаклей в двух театрах Бреста,  иллюстрации к литературно-художественным изданиям.

Современному художнику легко или нет, востребованы картины в наше время?

— Это постоянная игра, которая зависит от времени и места, обстоятельств. Нужно понимать: как река постоянно меняется, то же происходит и с обществом, их вкусами. Здесь нельзя прогнозировать. Но если мастер кисти посвящает себя полностью творчеству, работает только художником, не отвлекается на что-то другое, не сидеть в своей только мастерской, то в этом случае будет успех. Но таких художников очень мало. Больше всего они совмещают творчество с основной работой, тогда это уже больше хобби, поэтому в этом случае маловероятен большой успех.

Большую роль в продвижении творчества играют соцсети. Благодаря этим площадкам люди знакомятся с картинами автора. Но я не продаю картины через  информационные ресурсы, только  с ними знакомлю аудиторию. Доход художника волнообразный, я, например, работаю с восьми галереями страны, в основном — в Минске. В настоящий момент в одной из них представлена моя выставка «Майя». Данный проект — эксперимент с многообразием состояния одного образа. Это  различные эмоции и абстрактные ассоциации, синтетические переживания в рамках одной формы. Основой пластического языка послужил собирательный образ женского лика: он стал ядром и лейтмотивом для выражения через цвет и форму. Но пока это не завершенный проект, хочу дополнить его скульптурами. Возможно, в следующем году будет представлен в Бресте.

  Отличается ли минская публика от брестской?

— Да. В Минске более активный зритель. Но Минск — это столица, как ни крути, самый крупный город страны. В Бресте в основном на протяжении многих лет на открытия выставок приходят одни и те же люди. Немалую роль в этом играет и то, что у нас они открываются в 16.00, а это рабочее время. В Минске открытия только в 19.00, это дает возможность многим посетить выставку.

На ваш взгляд, молодежи интересно настоящее творчество?

— Думаю, что да. Молодежь приходит на выставки. Недавно общался с группой молодых людей. Достаточно долго с ними разговаривал. Их интересовали многие вопросы. Например, как организовать и открыть первую выставку, как вдохновляться… Мне это радостно. Возможно, когда-нибудь и у меня будет один или два ученика, я смогу им передать свои умения…

Наталья ШЛЯЖКО

 

Фото из архива Владимира Ткаченко