В эксперименте участвовали 60 первокурсников философского факультета.

Использование генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в учебном процессе может снижать реальный уровень креативности студентов, создавая у них при этом иллюзию собственной творческой продуктивности, выяснили ученые Томского государственного университета (ТГУ). Они провели эксперимент, в котором изучалось влияние инструментов на основе больших языковых моделей на развитие навыков креативности, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
По словам завлабораторией непрерывного образования Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ Арины Ивановой, в последнее время студенты повсеместно используют различные инструменты на базе ГИИ, например, Сhatgpt, Gigachat и другие. Образовательное сообщество задается вопросом, как эти технологии влияют на компетенции студентов.
В эксперименте участвовали 60 первокурсников философского факультета: их разделили на две группы и попросили в течение четырех недель выполнять различные задания, требующие творческого подхода. Первая группа использовала ИИ-инструменты, вторая работала без нейросетей. В конце эксперимента специалисты сравнили объективные и субъективные показатели креативности.
По мнению исследователей, грамотная интеграция нейросетей в образовательный процесс может стать инструментом развития, если использовать их для расширения горизонтов поиска идей и преодоления творческих блоков, но только после того, как студент исчерпает собственные интеллектуальные ресурсы. Подобные выводы важны для корректной интеграции искусственного интеллекта в образование. Полученные данные помогут выстроить методики, позволяющие использовать ГИИ без потери ключевых когнитивных навыков.
«Если мы видим, что в процессе использования нейросетей возникает эффект поднятия самооценки у студентов, но при этом снижается объективная креативность, то мы можем выстроить включение ГИИ в образовательный процесс таким образом, чтобы нейросети нивелировали риски, связанные с деградацией творческого воображения, но при этом могли поддержать самооценку. Искусственный интеллект не должен подменять человеческое мышление, а должен его усиливать. Важно понимать, на каком этапе обучения его применение действительно помогает, а где может привести к снижению самостоятельности и творческой активности», — отметила Иванова.