• RU
  • BLR
Вторник, 11 Ноября

105 лет на страже порядка: в Беларуси отметили юбилей патрульно-постовой службе милиции

О курьёзных случаях, офицерской чести, престиже профессии и многом другом поговорили с ветераном МВД подполковником в отставке Григорием Барановским.

29 сентября исполнилось 105 лет со Дня образования патрульно-постовой службы милиции органов внутренних дел Республики Беларусь. Больше века последователи особого летучего отряда рабоче-крестьянской милиции Белорусской ССР выполняют задачи по обеспечению правопорядка и безопасности граждан, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка на улицах и в других общественных местах. Именно с ППСМ начинали свою карьеру многие правоохранители, а наш герой не просто служил в этом подразделении, но и отбирал в него кадры, чем многим дал путевку в жизнь.

Активный и спортивный

Родился Григорий Фёдорович Барановский в многодетной семье в поселке Елизово Осиповичского района. Как и многие мальчишки, хотел стать офицером и после восьмого класса даже поступал в Минское суворовское училище, но не прошёл по баллам. После школы окончил Могилевский машиностроительный институт и по распределению был направлен на работу на Брестский электроламповый завод.

Спортивного и активного 27-летнего секретаря комсомольской организации с безупречной репутацией заприметили сотрудники УВД, которые искали на предприятиях города достойных кандидатов для возрождения добровольных народных дружин (ДНД). Молодого человека, который на тот момент уже был отцом двух детей, долго уговаривали, но Григорий не соглашался на такое предложение, так как совершенно искренне считал, что в органах внутренних дел служат исключительные люди, и не был уверен, что достоин носить гордое звание милиционера.

Спустя два месяца уговоров мужчина сменил размеренную гражданскую жизнь на милицейскую службу в режиме «дни и ночи», как выпускник вуза с военной кафедрой, получил погоны старшего лейтенанта и занял первую и сразу руководящую должность. Начал карьеру с места инспектора по добровольным народным дружинам: организовывал на местах и курировал работу всех райотделов области по ДНД. Изначально зарекомендовав себя как добросовестный и исполнительный сотрудник, он быстро двигался по карьерной лестнице и занимал всё более ответственные должности: контролировал работу ИВС, потом возглавлял подразделение гражданской обороны. Спустя несколько лет Григорий Барановский стал заместителем начальника роты ППС Брестского УВД.

Кузнец кадров

В те времена служить в милиции было очень престижно, и пополнить ряды стражей порядка было много желающих. Григорий Барановский же всегда считал, что в милиции должны служить только самые лучшие, и не мальчишки со школьной скамьи, а взрослые мужчины, сделавшие осознанный выбор, с четкой жизненной позицией и определенным опытом за спиной. Поэтому офицер устраивал кандидатам на службу в ППС экзамены и конкурсный отбор, отдавая предпочтение молодым, физически крепким людям с высшим образованием, которые показывали отличные результаты в соревнованиях по бегу, отжиманиях, подтягивании и других силовых дисциплинах. Кроме того, будущие милиционеры писали сочинение на вольную тему. Это давало экзаменатору возможность определить, умеют ли они четко излагать свои мысли, чтобы в будущем грамотно вести опрос граждан и заполнять служебные документы.

Отобранные кандидаты проходили в роте ППС школу жизни, вникали в суть милицейской службы, раскрывали в себе скрытый потенциал и задатки, к примеру, розыскника, следователя. Большинство поступало в высшую школу милиции или милицейскую академию и делало неплохую карьеру. А коллеги Григория Фёдоровича из других служб и подразделений просили порекомендовать «хорошего парня» из его роты и были благодарны ему за ценные кадры.

Но служба замначальника роты ППС не ограничивалась решением кадровых вопросов. Днем офицер занимался больше организационной и кабинетной работой, а вечером заступал на дежурства и на милицейском «бобике» с дозором объезжал самые злачные места. Именно патрульные милиционеры первыми прибывают на место происшествия, помогают людям, когда им что-то угрожает. И герой публикации, невзирая на должности и звания, никогда не чурался черновой работы «на земле» и контролировал обстановку по обеспечению правопорядка в самых криминогенных точках Бреста в 80-е и 90-е годы. Были в его практике выезды и на драки, и на кражи, и на бандитские разборки, и на убийства. В пьяном угаре ему не раз угрожали увольнением на «раз-два» и физической расправой. Часто бывало, что одно только появление милиционера вызывало крайне негативную реакцию, но Григорий Барановский, офицер по призванию, все 23 года службы в органах с гордостью носил форму и приходил на помощь в любое время и в любом месте. Доходило даже до курьезов, когда он помогал контролерам в поезде взыскать плату за проезд со студентов-«зайцев», а потом оказалось, что эти безбилетные пассажиры ехали вместе с моим собеседником на свадьбу его родственницы.

От «писающего мальчика» до международного скандала

Герою публикации запомнился случай, когда он ночью проверял, как несут службу его подчиненные, и увидел, как какой-то здоровяк справляет нужду на клумбу у ресторана «Москва» прямо напротив Ленинского РОВД. Офицер сделал замечание нарушителю общественного порядка и предложил ему пройти в милицейскую машину для составления протокола. Пьяный детина с диким акцентом в грубой форме начал возражать и сопротивляться. Когда вдвоем с водителем Николаем офицер повел сопротивляющегося иностранца к машине, подбежал второй хулиган и на еще более ломаном русском начал оскорблять сотрудников. Он вцепился в Николая, попытался его ударить в пах, разорвал браслет от часов и хаотично наносил удары. Милиционер достал дубинку и хотел ударить дебошира по плечам, но тот так уворачивался, что резиновая палица прошлась по голове и рассекла затылок, при этом издав звук, похожий на выстрел. Драчун сначала опешил, потом стал кричать, что в него стреляли. Воспользовавшись минутным замешательством, по рации вызвали подмогу: возле «Интуриста» дежурили двое постовых, которые быстро прибежали к коллегам.

Оба возмутителя спокойствия по-прежнему отказывались садиться в машину, извергая ругательства в адрес правоохранителей. «Под белы рученьки» милиционеры завели их в близлежащий райотдел и стали разбираться. При свидетелях проверили пистолеты представителей закона, сосчитали патроны в обойме. И, не почувствовав запах пороха и осмотрев рану, вообще не похожую на «огнестрел», отправили двух поволжских немцев, приехавших по коммерческим делам в Брест, на освидетельствование в наркологию.

На следующее утро майор Барановский давал отчет о случившемся начальнику УВД, изложив всё как на духу. Генерал счел действия своих подчиненных обоснованными, а суд вынес иностранным дебоширам наказание в виде штрафа за «хулиганку». Спустя некоторое время пострадавший немец подал через Министерство иностранных дел жалобу по поводу необоснованного применения в отношении его огнестрельного оружия. Но комиссия, разбирающаяся с обстоятельствами этого международного дела, в исполнении милиционерами своих служебных обязанностей по защите правопорядка не увидела ничего противозаконного, о чем и сообщила немецкой стороне.

После ППС мой собеседник еще возглавлял лицензионно-разрешительную систему, где контролировал оборот оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и полиграфии. Уволился из органов в 2003 году с должности старшего инспектора управления охраны общественного порядка и профилактики УВД Брестского облисполкома. Затем 11 лет был замначальника отдела инкассации банка. Сейчас на заслуженном отдыхе, но продолжает активную деятельность, возглавляя ветеранскую организацию бывших сотрудников ППС.

Автор статьи — Ирина ФЁДОРОВА