В преддверии профессионального праздника рассказываем о восстановленном теплоходе «Фрост», экскурсиях по Мухавцу и морских традициях города, уходящих корнями в прошлое.

Накануне профессионального праздника всех работников морского и речного транспорта, который в этом году отметят 25 июня, предлагаем окунуться в данную тему. Поговорим о новом и вчерашнем дне.
Новый теплоход
Первым делом заглянули в Центр юных моряков. Он, кстати, в нашем городе учит мальчишек и девчонок азам морского и речного дела уже около сорока лет. А какое обучение может быть без настоящего судна? И они есть! Судна центра пришвартованы к плавбазе флотилии, расположенной в затоне реки Мухавец, вблизи набережной Франциска Скорины. Не так давно после двухлетнего отсутствия сюда вернулся из Пинска теплоход «Фрост», когда-то подаренный учреждению одноименной компанией.
По словам заместителя директора по флоту и базированию данного учреждения Андрея Гребень, на ремонт судна ушло более 100 тысяч белорусских рублей, выделенных Брестским горисполком. Дело выполнено, а это значит, что на «Фросте» снова возобновятся занятия. Теплоход будет задействован и в туристических походах. Ну а пассажирами его станут воспитанники центра.

Но не только этим будет един «Фрост». Возможно, как и в песне «На теплоходе музыка играла…», здесь тоже вскоре зазвучат мелодии. Планируется, что обновленное судно будет задействовано на городских праздниках. От флотилии до ЗАГСа рукой подать, поэтому не исключено, что молодожены захотят знаковый день провести на «Фросте»: прокатиться по реке, сделать привлекательную фотосессию. Здесь вполне могут брестчане и гости города отметить день рождения или другие события.
Кстати, уже активно по Мухавцу катает брестчан и гостей города теплоход «Гродно». На его борту могут одновременно находиться более ста человек. Экскурсия длится около часа. Стоимость для взрослых — 20 рублей, детей — 10 рублей, до пяти лет ребятам — бесплатно. Кстати, данную водную экскурсию предлагает речной порт Бреста. В нашем городе он был основан в середине прошлого столетия. Порт предназначен для переработки навалочных грузов.
По словам капитана «Фроста» Юрия Курова, теплоход может разместить в себе 60 человек. Путешествие по Мухавцу можно будет провести как внутри судна, так и на открытой тентованной веранде: здесь тоже расположены скамейки. К слову, данное судно 1994 года, оснащено дизельным двигателем мощностью 150 лошадиных сил, способно перемещаться по водной глади со скоростью 17 километров в час. Длина «Фроста» — 24 метра.
Юрий Куров поделился, что ему нравится управлять судном, хотя, если сравнивать с вождением машины, то это сложнее. Привел в пример одну из причин: теплоход немаленький, поэтому его не так просто развернуть, если, скажем, на пути внезапно появилась байдарка или катер. Немалую роль играет направление ветра и течение… Но в умелых руках капитана всё всегда слаженно.
Что еще касается брестской флотилии, то, например, в её состав входит плавбаза «Юнга», два служебно-разъездных катера «Орион» и «Яна»: оба могут перевозить до десяти пассажиров. Кроме этого, имеются здесь три морские шестивесельные шлюпки ЯЛ-6. Флотилия центра небольшая, с ухоженной территорией. В центре ее расположена скульптурная композиция — два якоря и пушка. Кстати, охраняет флотилию строгий, черный пес Байкал, а еще здесь проживает старый ворон Боцман.
Возвращаясь назад
Вторым местом посещения стала музейная комната Центра юных моряков. Здесь не только хранится история учреждения, но интересный, малоизвестный многим брестчанам факт. Оказывается, 22 июня 1941 года в ожесточенном оборонительном бою за Брестскую крепость участвовала Пинская (Днепровская) флотилия. А дело было так. На северо-восточной окраине Бреста отряд занял оборону и в течение нескольких часов сдерживал наступление немцев. Движение кораблей ПВФ к Бресту в первые часы войны было продиктовано точным выполнением моряками предвоенных планов. Согласно им, Брест должен был стать передовым пунктом сосредоточения сил флотилии для ведения дальнейших действий против Германии на реке Западный Буг. К сожалению, моряки сразу же встретили противодействие со стороны противника. Кораблям так и не удалось дойти до города.

Кстати, двигаясь дальше — остановимся еще на одном моменте. Он напоминает нам о том, что Свято-Николаевская братская церковь, размещенная на улице Советской, тоже имеет непосредственное отношение к морской теме. История рассказывает, что на её возведение (а точнее — восстановление после сгоревшей на этом месте церкви) внесли немалые средства моряки — выходцы из Брестчины, участники русско-японской войны 1904-1905 годов. Сделали они это доброе дело после того, как узнали, что возводится церковь в честь небесного покровителя военно-морского флота Николая. Стоит напомнить, что пятикупольный храм тоже символизирует корабль. Об этой истории рассказывает брестчанам и гостям города установленный около церкви памятник морякам, а еще — мемориальные доски в притворе храма.
Завершая тему, отмечу, что и среди брестсчан тоже есть те, кто свою жизнь посвятил морям и рекам. Без сомнения, в наше время в этом сыграл немалую роль Центр юных моряков.
Автор статьи — Наталья ШЛЯЖКО