• RU
  • BLR
Пятница, 14 Февраля

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ГОЛОСОВАТЬ ПО МЕСТУ РАБОТЫ? ЭКСПЕРТЫ РАССКАЗАЛИ, КАК СОСТАВЛЯЛИСЬ СПИСКИ НЕ ПО ПРОПИСКЕ

Председатель Минской городской избирательной комиссии Александр Щекович рассказал, как составлялись списки голосующих не по прописке.

“По спискам избирателей в городе Минске больших проблем не было. Бывает разное в жизни: кто-то выписался, кто-то прописался. Из разных источников поступала информация, и из системы ЖКХ в том числе, ОГИМ (отделений по гражданству и миграции.). У кого есть договоры аренды – у тех проблем не возникало с включением в списки”, – рассказал Александр Щекович.

Вместе с тем у многих возникал вопрос: почему нельзя проголосовать в том городе, где работаешь, взяв справку с работы? На практике здесь не все так просто. “Если это будет компания, где работают, к примеру, три человека, а утверждают, что 115. Как мы проверим, что это так и есть и вообще ли существует такая компания? Здесь возникает много вопросов. Мы же страхуемся от того, чтобы человек не ходил с такой справкой по 15 участкам”, – уточнил Александр Щекович.

Как дополнил начальник Центра по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Республики Беларусь, член Научно-экспертного совета при ЦИК Беларуси Андрей Беляков, большинство стран вводят подобные меры, чтобы избежать двойного голосования. “А если, к примеру, на двух-трех работах человек работает. То есть он может в двух-трех местах проголосовать, и выяснить или установить, где он голосовал, не представляется возможным. Поэтому привязки к работе нет не случайно в избирательном законодательстве нашей страны. По примеру, кстати, многих государств есть четкая привязка к регистру населения, который напрямую увязан с нашими ОГИМами, и в случае возникновения вопросов можно обратиться, и тебе дадут исчерпывающую информацию. И этот механизм действует в ряде государств. Поскольку самая серьезная ответственность как раз таки за двойное голосование. Не только большие штрафы, но иногда и тюремное заключение, поскольку это напрямую влияет на основные принципы проведения выборов, тайны, свободы голосования и нарушений, связанных с голосованием”, – пояснил он.

“Поэтому механизм, который сейчас выстроен, на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям относительно недопущения нарушений. Его надо совершенствовать. Возможно, будет рассмотрен вопрос о том, чтобы как-то урегулировать и в основной день, когда граждане приехали в место временного пребывания. Это дело ближайших лет. Но, по сути, не думаю, что есть целесообразность пересматривать это комплексно и в корне”, – дополнил Андрей Беляков.

Как отметил представитель Центра общественного наблюдения за выборами Александр Иваненко, более 200 обращений поступило в центр по вопросу голосования не по месту регистрации. Вместе с тем он напомнил, что с 10 января у избирателей была возможность прийти, внести себя в список для голосования при наличии необходимых документов, подтверждающих проживание в конкретном регионе.