Таким представляется Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района.

Недавно центр отметил свое 20-летие. Юбилей собрал множество поздравлений, цветов, подарков от почетных гостей, приехавших из разных уголков Первого региона, а также из Минска. Не обошлось торжество без награждений. Лучшие из лучших за многолетний и добросовестный труд, искреннюю любовь к детям и работе получили награды из рук начальника отдела по образованию Брестского райисполкома Виталия Черепенько. Вместе с этим почетный гость подчеркнул значимость центра в образовании Прибужья, а также не забыл отметить колоссальный и нелегкий труд работников, людей, которые учат, воспитывают и помогают особенным детям адаптироваться в нашем обществе.
Они лучше всех
Работа с особенными детьми — это действительно непростой труд. Не каждый сможет изо дня в день обучать, воспитывать таких мальчишек и девчонок, ведь к ним нужен особый подход, понимание и внимание. По словам директора центра Людмилы Терещук, которая, кстати, трудится в центре со дня его открытия, каждый работник заслуживает высокую оценку за человечность, душевное тепло и опыт, за то, что вносит весомый вклад в деятельность учреждения образования. Так, например, заместитель директора ЦКРОиР Ольга Дылюк хорошо владеет теорией и практикой управления современным учреждением образования, опытный методист, компетентна в вопросах педагогики и дефектологии. В любом направлении своей деятельности она проявляет высокую степень творчества, активности, ответственности, отличается высокими моральными качествами, исключительной добросовестностью.
А начиналось всё так… Решением Брестского районного исполнительного комитета 27 декабря 2004 года был открыт районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Возглавила его директор Людмила Терещук. ЦКРОиР размещался в здании Тельминской средней школы в трех кабинетах. Здесь работало четыре человека. В 2009 году ЦКРОиР переехал в Гершоны. Через год — в микрорайон Речица. А первого сентября 2012 года ЦКРОиР распахнул двери в новом здании в агрогородке Клейники.
Сегодня ЦКРОиР — это учреждение, которое решает актуальные задачи образования и воспитания детей с ОПФР, в том числе детей с инвалидностью. В Центре осваиваются инновационные педагогические технологии и методики, ведется организаторская, координирующая работа. Большое внимание уделяется вопросам формирования инклюзивной культуры. И в этом помогают центру средняя школа деревни Клейники имени Харитончика и Клейниковская детская школа искусств.
В ЦКРОиР функционируют два класса, в которых обучается 12 учащихся. Подвозят учащихся двумя единицами специально оборудованного транспорта. Свидетельства о специальном образовании получили семь выпускников ЦКРОиР.
Учитель Оксана Прядко применяет оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих социализацию личности ребенка через формирование у него жизненно важного опыта и максимально возможную благополучную адаптацию в социальной и природной среде, максимально возможное всестороннее развитие. Обладая педагогическим талантом, чуткостью и добротой, высокой работоспособностью, оптимизмом Оксана Прядко пользуется уважением среди коллег, учащихся и их родителей.
А вот педагог-психолог Юлия Юдчиц, имея огромный опыт, всегда точно поставит диагноз, даст рекомендации родителям и педагогам. По первому зову, а чаще по собственной инициативе, придет на помощь. Согласитесь, что это дорогого стоит.
Влюбленные в профессию
Сегодня в центре работает 26 человек, из них 16 — основные педагогические работники. И каждый из них оказался в ЦКРОиР по разным причинам. Так, например, учитель-дефектолог Татьяна Хололович пришла в профессию, потому что хотела помогать людям. О своем выборе не жалеет, ведь работа с особенными детьми ей не только в удовольствие, но также помогает развиваться в профессиональном плане. По словам Татьяны Хололович, работая в ЦКРОиР, она познакомилась со многими нарушениями и заболеваниями, о которых слышала только в теории, обучаясь в университете.
А вот Мария Смаль пришла сюда педагогом-психологом, потому что ее впечатлил коллектив. По ее словам, работники отличаются двумя качествами, которые идут в жесткой сцепке: профессионализм и высокая личная нравственная ответственность. Это люди, которые выполняют любое дело с максимальной вовлеченностью и ответственностью, в первую очередь, перед собой, ведь иначе они не могут поступать. Помимо этого, они всегда помогут и подскажут. «Мне повезло, что я попала в коллектив к двум профессионалам с большой буквы — к Жанне Давыдовой и Юлии Юдчиц. Можно сказать, что курс по специальной психологи я прошла не в университете, а прямо на работе. Дефектологи и воспитатели нашего центра — это также профессионалы», — подчеркнула педагог-психолог.
Мария Смаль отметила и понимание руководства в организации коррекционного процесса, что очень важно для работы с такими детьми, особенно если они с тяжелыми диагнозами. Суть в том, что в этом деле требуются не просто знания, а гибкость и креативность. Каждый ребенок имеет свой специфический набор особенностей, поэтому нет общих схем помощи для всех детей. «Есть направление работы, а методы и формы реализации — это полностью индивидуальная стратегия, можно сказать творческая. Нужны определенные условия, которые, с моей точки зрения, были созданы директором центра. Кроме этого, мы получаем от руководителя полную поддержку любой инициативы и инновации», — отметила Мария Смаль.
Долго не могла решиться прийти в центр на работу воспитателем персонального сопровождения Елена Карпук. Не раз задавала себе вопрос, а сможет ли она работать с особенными детьми. «Я решилась и не пожалела об этом. С каждым днем всё больше понимаю, что люблю свою работу. Каждый ребенок — особенный и уникальный, именно так к нему и следует относиться. Каждый наш ученик — это целый мир со своими радостями и огорчениями, восприятием окружающей действительности. Например, мой ученик с расстройствами аутистического спектра. Психокоррекционную работу с ним начала, определив его сильные и слабые стороны, а затем разработала наиболее эффективную программу помощи, поддержки и коррекции поведения. Ну а на основе материалов наблюдения и общения с мамой я выяснила поведенческие проблемы, способы эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях, способы взаимодействия с окружающим миром, занятия и предметы, которые наиболее предпочтительны для ребенка и доставляют удовольствие», — делится Елена Карпук.
В работе центра есть и креативная нотка. В течение последних пяти-шести лет мальчишки и девчонки активно обучаются здесь кондитерскому мастерству. Дети под руководством педагогов Оксаны Прядко, Натальи Куликовой и Ирины Митиной учатся подготавливать тесто, выпекать и украшать пряники, печенье, булочки, пирожки, блины. Большинству детей эта работа доступна. Если не в полном объеме, то хотя бы отдельные операции они могут выполнить. И ребята с удовольствием взбивают яйца, месят тесто… Порой рука в руке с педагогом. Затем с огромным удовольствием угощаются сами и угощают других.
Плюсы кулинарного мастерства отмечают и родители, поскольку дети и дома включаются в работу по выпечке. Педагоги полагают, что такая профориентационная работа не пройдет даром, и кто-то из детей в будущем сможет стать домашним кондитером на радость своим родным и близким. Возможно, кто-то из них сможет даже сподвигнуть свою семью на кондитерский семейный бизнес.
Добрые волшебники
В работе с такими детьми важно тесное сотрудничество с их родителями. Елена Карпук, понимая это, сразу установила контакт с мамой своего ученика. Родительница всегда прислушивается к советам воспитателя, выполняет все рекомендации, понимает, что это важно для ее ребенка.
Стоить отметить и то, что работники центра делают всё возможное, чтобы их особенным ученикам было комфортно находиться в этом учреждении образования. Этот отзыв чувствуют и родители. Один из примеров. Общаясь с мамой, которая приводит девочку с аутизмом в центр, Елена Карпук, узнала, что за несколько лет они посетили много центров Бреста, но такие высококвалифицированные и чуткие специалисты ей встретились только здесь.
А вот Мария Смаль поделилась тем, что на днях на консультацию записалась мама десятилетнего мальчика, который ходил к ней на занятия в возрасте от трех до четырех лет. Видя результат, родительница решила продолжить занятия и пришла обсудить дальнейшее направление помощи своему сыну. И такие случаи неединичны.
Однако это не только мнение педагогов. Так считают родители. Одна из них — Елена Саливончик: «За годы посещения центра мы сталкивались со многими работниками. Администрация, учителя, воспитатели, помощники воспитателей, водители, дефектологи и психологи. Все они принимают участие в воспитании и обучении нашей дочери Дарьи. Коррекционный центр — это неотъемлемая часть нашей жизни, которая полна трудностей и всевозможных препятствий. И именно с этими трудностями помогают нам справляться работники центра. Отправляя каждое утро свою дочь в центр, остаюсь спокойной и уверенной в том, что ребенок находится в безопасности, получает обучение и необходимый уход. Огромное спасибо за организацию всех процессов обучения, за доброе отношение, теплые и заботливые руки работников».
Эти слова, а их, поверьте, немалое количество, дорогого стоят. И это самый лучший подарок ЦКРОиР на юбилей.
Наталья ШЛЯЖКО
Фото автора