• RU
  • BLR
Суббота, 24 Мая

КОМЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ

Режиссер из Москвы Евгения Тодорова поставила на сцене БАТД спектакль «Достоевский. Игрок».

Это уже не первое обращение Евгении Тодоровой к творчеству любимого писателя. Того же «Игрока» она ставила уже трижды, каждый раз привнося что-то новое.  Но спектакль с труппой брестского театра — первая постановка за рубежом выпускниц различных факультетов ГИТИСа: режиссера-постановщика Евгении Тодоровой, сценографа Алины Варламовой и хореографа Елизаветы Мазуркевич. Премьера необычного видения «Игрока» Достоевского состоялась в рамках проекта «Постановка студентами ГИТИСа спектаклей в русских театрах за рубежом» и прошла 29 ноября при полном аншлаге.

Непривычным в спектакле по классике русской и мировой литературы было всё: от жанра, который сама режиссер назвала «высокой комедией со страшным юмором», до костюмов и поведения главных героев. Персонажи на сцене балагурили, кривлялись, юморили, кричали и даже танцевали, что помогало еще лучше раскрыть их образы. При этом все ключевые действия и реплики осовремененных классических персонажей тем не менее строго соответствовали тексту романа.

По сюжету все действия разворачиваются в немецком курортном городке с вымышленным названием Рулетенбург, где главные герои, жаждя легкого обогащения, увлекаются азартными играми, теряя свои лучшие качества и ставя на кон не только материальные блага, но и свою честь, достоинство и чувства, а также жизнь близких людей.

Условно режиссер-постановщик разделила структуру спектакля на три части: «герои сначала живут-играют, потом доигрались и в конце получили по заслугам». Причем, по мнению Евгении Тодоровой, Достоевский в «Игроке», несмотря на всю автобиографичность произведения, не назидателен, а с тонкой иронией, юмором и азартом смеется над своими страстями и пороками, чтобы им никогда не поддаваться.

Первая часть была несколько затянута и нудновата, но с появлением на сцене богатой тетушки генерала, кончины которой ее родственники ждут с нетерпением, спектакль стал более динамичным. И неудивительно, ведь на роль 75-летней умирающей старушки Евгения Тодорова взяла молоденькую брестскую актрису Татьяну Строк, чем вызвала много вопросов. Режиссер пояснила, что сам Достоевский всегда незримо участвует в постановке и вносит свои коррективы. Так, в первой постановке «Игрока» все актеры по возрасту соответствовали своим персонажам, но из-за болезни актрисы роль тетушки вынуждена была сыграть ее дочь, которая так перевернула персонаж умирающей старушки, что сделала ее живее всех живых. Случайный ход наполнил спектакль символизмом, а персонаж молоденькой старушки прижился и стал символом бессмертия и вечности.

Отдельных комплиментов стоит игра Михаила Ильича в роли главного героя Алексея Ивановича и Наталии Сандриковой в образе Полины. Их дуэт на сцене смотрелся гармонично и выглядел очень убедительно. Сама режиссер осталась очень довольна брестскими артистами, готовыми к любым экспериментам и новому для них опыту. По словам Евгении Тодоровой, они два месяца шли в одном с ней направлении, и в результате получился идеальный актерский ансамбль со стопроцентным попаданием в образы. А как эти образы раскрылись на сцене, нужно увидеть лично, посетив спектакль «Достоевский. Игрок».

Ирина ФЕДОРОВА

Фото автора