Заповедный мотив, заповедная даль… Для польских ушей этот мотив немелодичен, а даль мозолит глаза. Такой вывод напрашивается после обнародования очередного факта издевательств власть имущих панов над Беловежской пущей. Ее продолжают вырубать.
Вы же помните, что благими намерениями вымощена дорога в ад? С очередным актом экологического вандализма примерно та же история: губители заповедника утверждают, что вредят пуще чуть ли не во благо человечеству! Мол, реконструкция автодороги Новосады – Наревка без масштабной вырубки первозданного леса невозможна.
Польское издание «Газета Выборча» рассказывает — тотальная вырубка началась 15 ноября. Но в этот раз гадят уже не в процессе возведения или ремонта печально известного забора на границе с Беларусью. Пущанские деревья и кустарник вырезают под корень вдоль дороги, на участке протяженностью в три с половиной километра. Просека ширится на четыре метра от дорожного полотна. Реконструкцией трассы и прикрываются польские браконьеры «в законе».
«Однако проверка документов выявила грубые нарушения, в связи с чем организация обратилась с просьбой немедленно приостановить работу», пишет «Газета Выборча». А еще констатирует: обращение экологов власти проигнорировали, работы не прервали.
«Казалось бы, работа, проводимая на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, будет соответствовать самым высоким стандартам, — комментирует ситуацию активист Радослав Слюсарчик. — К сожалению, имело место вопиющее нарушение стандартов реализации дорожных инвестиций. При рубках, проведенных на лесной территории Беловежской пущи, не был предусмотрен обязательный экологический надзор».
Польские СМИ рассказывают, что угрозе вырубки подверглись 110-летние дубы и грабы. Ну а судьбой живущих в их ветвях летучих мышей не озаботился вообще никто. В Польше с медведями, лосями да оленями не считаются, возводя забор в пуще. Что уж о мышках говорить, пусть они и летучие…
«Отсутствие экологического надзора вопреки природоохранному решению и вырубка деревьев без учета охраняемых видов свидетельствует о вопиющем нарушении экологических норм!» — восклицает Радослав Слюсарчик, но его возмущение как глас вопиющего в пустыне: вряд ли будет услышано.
Причиной тому немалые средства, направленные на дорожную модернизацию. Польские журналисты утверждают, что речь идет о 250 миллионах злотых, 200 миллионов из которых поступит из программы Европейских фондов для Восточной Польши 2021–2027. На бумаге эта программа предусматривает экологический контроль за ходом работ. Но когда на кону такие деньги, о каком контроле может идти речь? Хитрые паны распилят и попавшиеся под руку охраняемые деревья, и выделенный бюджет.
Владислав ГРИБАНОВ, “БВ”