Новую премьеру готовит Брестский академический театр драмы. В этот раз брестчане и гости города увидят ва-банк в двух действиях «Достоевский. Игрок».
Спектакль ставит московский режиссер Евгения Тодорова. Художник премьеры —Алина Варламова, композитор — Аркадий Черкашин, хореограф — Елизавета Мазуркевич. И все они — мастера своего дела тоже из российской столицы. Интригующим обещает быть и спектакль. Это стало понятно с первых минут беседы с режиссером спектакля. Раскрываем закулисье.
Почему «игрок»?
Евгения Тодорова любит творчество Фёдора Достоевского, считает его самым глубоким, православным писателем, который поднимает темы, трогающие как лично ее, так и народ. «Я считаю, что на сегодняшний день самый актуальный материал у Фёдора Достоевского — роман «Бесы»: это полотно, можно делать сагу. А роман «Игрок» — это наиболее близкое к «Бесам» произведение. Сегодня азарт, рулетка и какое-то ощущение опасности отзываются в воздухе, поэтому хочется говорить об этом».
Чего ждать зрителю?
Очень многого. В первую очередь, брестской публике интересно будет увидеть молодую актрису Татьяну Строк в роли 75-летней женщины. По словам режиссера, актриса сама была поражена, что ей досталась эта роль. И конечно же, была уверена, что ее состарят, наложат грим. Но оказалось, что всё гораздо проще. Режиссер пояснила: «У Достоевского бабушка бессмертна. У него много символизма. И если подходить к материалу через театр идей, то мне важно, что персонаж не является человеком, он несет какую-то идею. И вот бабушка — бессмертная, вечная. Это Родина, которую все предали, уехали в город Рулетенбург. Она вынуждена сказать: «Что вы творите!?».
Режиссерский ход — бабушка молода и прекрасна, с мощной энергетикой. Вначале все слышат о какой-то умирающей бабушке, а оказывается, она живее всех: появляется перед всеми в красном костюме и на каблуках. И этим создает бурю. «Конечно же, это должна делать молодая актриса. И не потому, что я так придумала, как режиссер, а потому, что так написал Фёдор Достоевский», — поясняет Евгения Тодорова.
Любопытным будет зрителю и образ Полины. Ее сыграет совсем молодая актриса Наталья Сандрикова. Режиссер отметила, что в Наталье есть все те качества, которыми наделил Полину Достоевский. Работая над образом данного персонажа, пришлось поменять некоторые элементы одежды, которые были заложены в самом начале творческого процесса. В результате «воздушная» героиня, назовем ее так, предстанет перед зрителем не в туфлях на каблуках, а в грубых ботинках. Почему? Режиссер отметила, что обувь отобразит характер Полины.
Кстати, современный вид будут иметь и костюмы других героев. Но при этом все они создаются с отсылкой на национальность героев.
Зритель увидит мистические декорации. Если у Достоевского события происходят в придуманном городе Рулетенбурге, то на брестской сцене герои будут находиться в вымышленном отеле с огромным количеством странных дверей.
Всё ли по Достоевскому?
Конечно же, как любой другой режиссер, Евгения Тодорова тоже внесла свою лепту в премьеру. И один из моментов — это смерть. Правда, она не стала раскрывать, кого из героев ждет эта участь.
Кроме этого, режиссер «раскопала» в этой работе тему русской любви. «Мы поняли, что она жалостлива. Раньше «жаль» или «я тебя жалею» были синонимами «я тебя люблю». В «Игроке» жалеют героев-мужчин Полина и бабушка. Это мужчин расслабляет, оскорбляет, заставляет делать глупости. В данной работе для меня это исследование Достоевского — открытие», — отметила Евгения Тодорова.
Достоево и Брест
В какой-то мере открытием для Евгении Тодоровой стало и то, что она ставит спектакль практически на исторической родине Фёдорова Достоевского. По приезду в Брест она узнала, что корни классика связаны с агрогородком Достоево, расположенным в Ивановском районе Брестской области. И конечно же, режиссер хочет посетить этот удивительный уголок.
Впечатлена гостья атмосферой нашего города. «Каждый день отдыхаю душой, —делится она. — Мне очень нравится такой размеренный ритм города. Здесь спокойно, чисто, отсутствует огромный поток машин, как в Москве… Мне нравится тишина, белки, которых я встречаю каждый день по дороге на работу.
Первым местом, которое посетила в городе после театра, стала Брестская крепость. Это поразительное место! Мы не можем представить в полной мере, что там было во время войны… Но, находясь там, понимаешь ценность своей жизни, воздуха, тишины, умиротворения, которые есть в вашем городе».
Очередную премьеру Брестский академический театр драмы представит 28 ноября в 19:00. Кстати, в месяц рождения Фёдора Достоевского. Спешите погрузиться в творчество классика.
Наталья КОНОНОВИЧ
Фото автора