Этим поделилась родитель-воспитатель дома семейного типа Наталья Ковганко. Однако она не только мама троих родных детей и шестерых приемных, но еще и блогер. В «Инстаграме» рассказывает о жизни дома семейного типа. Количество ее подписчиков приблизилось к 80 тысячам. Благодаря ее страничке уже около двухсот детей нашли семью! Однако обо всём по порядку…
Как всё начиналось
Главный посыл стать приемной мамой — это любовь к детям. Наталья Ковганко с юных лет дарила заботу и тепло чужим малышам. «Я смотрела, играла, утешала, кормила их, — рассказывает моя собеседница. — Во время студенчества стала волонтером, посещала ребят в детских домах. Мне нравилось с ними возиться». Наталья понимала боль и одиночество таких детей, сопереживала тем ребятам, которых забирали от нерадивых родителей в приют. Эта пропитанная болью картина всегда стояла перед ее глазами. Однажды она твердо решила взять хотя бы одного ребенка на воспитание. О своем желании рассказала будущему мужу Денису, когда тот предложил ей стать его женой. Он был не против.
Вначале молодые супруги Ковганко растили родных дочь и двоих сыновей. Параллельно они наблюдали за тем, как воспитывают мальчишек и девчонок в домах семейного типа их знакомые и друзья. Когда пришло время, стали подготавливать к новому этапу жизни своих детей. «Мы много говорили на эту тему. Объясняли дочери и сыновьям, что в жизни случаются иногда такие ситуации, когда некоторые мальчики и девочки остаются без мам и пап. Конечно же, немалую роль сыграла дружба с семьями, где воспитывались приемные дети. Наши дети знали, что и как, поэтому для них это было не ново, они были не против», — рассказывает Наталья. Вскоре в семье Ковганко появилась Катюша, а затем — Надежда.
Вода камень точит
Однако, как ни готовились к принятию приемного ребенка супруги Ковганко, трудности всё равно возникали. Жизнь показала, что даже годовалый ребенок, находясь в детском доме, может быть с травмой. Он не понимает, как жить в семье, не хочет идти на сближение со взрослыми. Не хочет, чтобы его трогали, проводит время в одиночестве, играя сам с собой. Может сидеть в кроватке и ударяться об нее головой, может кусать себя или кого-то, тем самым очерчивая свои границы, думая, что его обидят. Наталья с мужем не думали, что будет так трудно. Они даже не могли предположить, что, например, только через три года их первая приемная дочь даст себя по-настоящему обнять.
«Самое сложное время — это первые полгода, — делится Наталья, — а потом любовь, внимание поэтапно растапливают сердца детей. Жизнь в семье дает свои плоды. В семье не такой режим, как в приюте, всё по-другому. Мы вместе сидим за столом, вместе смотрим фильмы, проводим праздники… Уже сейчас наша первая приемная дочь стала радоваться тому, что папа пришел с работы, что я вернулась из магазина, бежит встречать нас. Сейчас она говорит: «Мамочка, ты самая лучшая». А первое время было трудно поверить, что всё изменится. Настраивала себя, что всё это временно. Любовь и терпение сделают свое дело. Поэтому я всегда говорю тем, кто хочет взять на воспитание ребенка, что не стоит сразу ждать отдачи от детей, чтобы не последовало разочарования. Это не тоже самое, что родить своего ребенка. Но мы берем детей не для того, чтобы что-то получить взамен, а наоборот — мы хотим что-то вложить в них. Поверьте, для меня лучшая награда по истечении пяти лет — слышать, что я самая лучшая мама».
В настоящий момент в семье Ковганко все приемные дети дошкольного возраста: от пяти месяцев до шести лет. К слову, самый маленький, Дмитрий — родной брат Надежды, второй приемной дочери. Когда супруги Ковганко узнали, что мальчик родился, они решили забрать его к себе. Все девять детей живут в заботе и внимании, мама и папа учат их любить, быть внимательными к другим, стараются развивать мальчишек и девчонок в разных направлениях.
Псевдомамы, псевдопапы
Но кто же те, кто однажды не справился с родительством? По словам Натальи, все их приемные дети изъяты из семей, потому что их родители в силу физических особенностей и ограничений не могут воспитывать своих чад. «Кому-то давали шанс воспитывать ребенка до трех-четырех лет, но они не справились, дети были в ужасном состоянии. Может, это и оттого, что все родители наших детей — выпускники детских домов. Они попросту не понимают, что такое семья. Их не любили родители, поэтому и они не умеют любить и воспитывать детей. Конечно же, пытаются что-то делать для них, но у них это не получается», — рассказывает Наталья Ковганко.
Она не осуждает родителей, ведь каждый из них не по своей воле оказался в таком положении, но при этом не нашел силу выстоять. В данной ситуации виноваты уже их родители, нанесшие когда-то травмы, которые зачастую проявляются, как приобретенная умственная отсталость. «Размышления, поведение и поступки 30-летних людей сравнимы с детьми 12-15 лет. Трогает история одной нашей родительницы. Девочка жила в благополучной семье. Но однажды папа ушел в другой женщине. Ее мама после этого стала злоупотреблять спиртными напитками. Девочка попала в детский дом. Она ждала пять лет, что мама ее заберет, но к этому времени горе-родительница полностью спилась. Результат — истерика и паника, девочка получила глубокую душевную травму…», — поделилась Наталья.
По словам моей собеседницы, у детей, выросших в семейных домах или просто в приемных семьях, есть шанс вырасти нормальными людьми. Хотя и в это дело горе-родители вносят ложку дегтя. Наталья поделилась, что иногда они начинают учить ее, как нужно воспитывать их детей. Супруги Ковганко не хотят портить с ними отношения, не препятствуют общению с детьми. Но в то же время выстраивают определенные границы, чтобы те не наносили очередных травм детям: ведь зачастую наобещают золотых гор, а потом пропадают на долгое время. А дети им верят и ждут…
Однако, невзирая на это, супруги Ковганко никогда не говорят детям, что их мамы и папы — плохие люди, поскольку дети всегда связывают себя с родителями. Когда приходит время, рассказывают ребятам, что они приемные. Но делают это с подходом, чтобы малыш не получил очередную травму.
Выход есть всегда
Проходя тяжелые месяцы родительства, в один момент к Наталье пришла идея делиться своим опытом с другими людьми. Об этом она стала рассказывать на своей страничке в «Инстаграме». Вскоре поняла, что эта тема интересует многих. Со временем стали приходить сообщения о том, что кто-то из ее подписчиков тоже стал приемным родителем. Наталья поняла, что она должна продолжать вести страничку. И делает это она, кстати, совершенно бесплатно. В настоящий момент Наталью Ковганко как блогера знают по всей Беларуси. И даже приглашают поделиться опытом в школу приемных родителей.
В конце нашей беседы Наталья поделилась, что она благодарна всем тем, кто ее поддерживает. И это не только родители, близкие и родные люди. За внимание и поддержку моя собеседница безмерно благодарна руководству Ленинского района, отделам образования города. Благодаря им Наталья с мужем не жалеют о том, что однажды переехали из Островца Гроденской области в Брест, чтобы стать приемными родителями дома семейного типа.
…Пройдут года, дети вырастут. Наступит момент выпуска их в самостоятельную жизнь. Но Наталья заверила, что двери их дома всегда будут открыты для уже родных им детей.
Наталья ШЛЯЖКО
Фото из домашнего архива семьи КОВГАНКО