Как изменились детские сады за последние десятилетия?
Накануне Дня воспитателя и дошкольных работников и Дня учителя в этом вопросе корреспонденту «БВ» помогли разобраться заведующий дошкольным центром развития ребенка № 61 «Праменьчык» Людмила Филиппова и ее заместитель Елена Трусевич.
И первое, на что они обратили мое внимание, — это на учебную программу дошкольного образования. «За последние годы многое усложнилось и усовершенствовалось, в том числе поменялись требования к учебной программе, — поясняет Людмила Филиппова. — К примеру, сегодня дети делают умозаключения и даже выстраивают причинно-следственные связи. В группах старших дошкольников появились учебные центры. В них размещается всё, что связано с учебной деятельностью, которая подготавливает ребят к школе».
А дети справляются с этим? По словам моих собеседниц, среди их выпускников нет тех, кто бы не справился с учебной программой дошкольного образования. А если ребята из старшей группы и остаются еще на год в саду, это связано с состоянием здоровья ребенка или желанием родителей продлить ему детство.
Мои собеседницы привели в пример зонирование групповых помещений. Каждая из зон посвящена какой-нибудь направленности. Скажем, в конструктивной дети играют с конструктором.
В дошкольном центре уделяется внимание информационно-коммуникационным технологиям. В учебном процессе помогает мультимедийная установка. Благодаря ей дети не только получают нужную информацию, но и расширяют кругозор через наглядность.
Родное слово и нота экономики
В дошкольном образовательном процессе появились основы экономики и гражданско-патриотической культуры. По словам Людмилы Филипповой, изучая первое нововведение, ребята знакомятся с такими понятиями, как деньги, экономия, потребитель, реклама, покупатель, продавец, банкомат, магазин, кошелек… Благодаря второму воспитанники постигают азы патриотизма с самого раннего возраста. В каждой группе организован центр основ гражданско-патриотической культуры: предметы быта, иллюстрации и фотографии Бреста, нашей страны и так далее.
Тема патриотизма отчетливо проходит красной нитью и через музейный уголок «Беларуская хатка». Здесь ребята знакомятся с традициями, историей и культурой нашей страны. Особенность этого уголка еще в том, что экскурсоводами в нем становятся сами воспитанники дошкольного центра. Часто эту роль дают и детям из пункта коррекционно-педагогической помощи, что стимулирует их научиться правильно говорить.
Дошкольный центр развития ребенка № 61 «Праменьчык» расположен в микрорайоне Речица. Здесь функционирует 13 возрастных групп. С этого года в учреждении размещен первый класс третьей гимназии. Учреждение образования посещает 230 мальчишек и девчонок. В штате трудятся 64 человека, 29 из них — педагогические работники. Здесь есть бассейн. Работает белорусскоязычная группа.
Основы гражданско-патриотической культуры включили в себя и белорусскоязычный день. Так, в среду на родной язык переходит весь дошкольный центр. Елена Трусевич отметила, что свои навыки ребята показывают в большей степени во время театральной недели. Каждый воспитанник обязательно получает роль в постановке на родном языке. В основу спектакля ложатся белорусские сказки в соответствии с учебной программы. Когда они все проиграны, воспитатели переделывают русскоязычные сказки. Это театральное нововведение имеет свои плоды: дети проявляют творческие способности, которым порой удивляются даже их родители.
Ярко, с почетными гостями проходит в дошкольном центре и День Победы. Артистами становятся участники конкурса «Голос». Этот проект уже на протяжении нескольких лет проводится среди ребят и их родителей.
Однако творческими способностями дети делятся не только в стенах дошкольного учреждения. Юных актеров с радостью принимают в Брестском государственном колледже строителей. В свою очередь учащиеся колледжа проводят с дошколятами различные мероприятия, в том числе и по профориентации. И в этом тоже большой плюс, поскольку в программу дошкольного обучения входит трудовое воспитание, которое включает изучение профессий.
А еще в детских садах усилено внимание за безопасностью детей.
Как видим, век Интернета вносит свои коррективы даже в жизнь самых маленьких граждан нашей страны. Дети теперь другие. По словам моих собеседниц, задача дошкольного центра заключается не только в образовательном и воспитательном процессах, но и в том, чтобы научить каждого ребенка сохранить свое здоровье и даже жизнь.
Наталья ШЛЯЖКО
Фото автора