Как новый учебник проходил апробацию в прибужской школе.
Сентябрь прошлого года. Совещание у Президента по вопросам совершенствования образовательной сферы. Александр Лукашенко требует, чтобы у детей в школах были качественные и интересные учебники. «Для меня учебник — это всё… Учебник должен притягивать ученика к себе, этот учебник приятно держать в руках. И я говорил, что не надо на это жалеть денег. Надо издать хороший учебник, написанный хорошим шрифтом, иллюстрированный. И главное — знания. Если даже там кратко написано — учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом», — подчеркнул глава государства.
Прошел год, и в белорусские школы поступают новые учебники. Среди них — «История Беларуси в контексте всемирной истории». Новый интегрированный курс с одноименным названием появился в десятом классе в нынешнем учебном году. Отрадно, что и Прибужье приняло активное участие в апробации учебной программы и пособия по данному курсу. Экспериментальный проект реализовывался только в 14 учреждениях образования страны. Одним из них стала средняя школа деревни Клейники имени Ю.В. Харитончика.
Апробацией программы и пособия по интегрированному курсу занимался заместитель директора школы по учебной работе, учитель высшей категории Василий Коляда. «У меня было определенное преимущество: в 2022/23 учебном году я участвовал в опытной проверке пособия по всемирной истории для 11-го класса. И в этот раз вместе с десятиклассниками активно включился в реализацию важной государственной задачи. Хочу отметить, что для участников проекта регулярно проводились семинары, встречи, в том числе в онлайн-формате, организовывались диалоговые площадки. Мы высказывали замечания, выступали с конкретными предложениями. Академия образования и Министерство образования постоянно контролировали процесс реализации проекта. С учащимися проводились собеседования, анкетирования, чтобы понять, насколько успешно усваивается программа. Совершенно иной подход к подаче материала заставлял нас, учителей, быстро перестраиваться, искать новые формы и методы работы», — вспоминает педагог.
В итоге, системная, грамотная и планомерная работа дала свои плоды. Анкетирование показало, что во всех школах, где проводилась апробация, интерес к истории только вырос. Эксперимент признан успешным, и все белорусские десятиклассники уже приступили к изучению интегрированного курса в нынешнем учебном году.
Зачем нужен этот предмет? «Особенность курса заключается в том, что нам необходимо видеть место Беларуси в мировой истории, в мировом сообществе. Меняется структура школьного исторического образования. Ведь до десятого класса учащиеся изучают историю на линейном уровне в хронологическом порядке — от древности до современности. А в 10-11 классах применяется концентрический подход: история изучается на проблемно-теоретическом уровне с большей глубиной понимания и осмысления. Старшеклассники должны хорошо разбираться в тех процессах, которые происходят в современном обществе», — убежден педагог.
Кстати, новый учебник для десятого класса получился достаточно объемным, с массой интересной информации. Он охватывает большой период времени — с древнейших времен до конца XVIII века. Добавлено много рубрик в параграфы, каждый из которых начинается с «облака слов», соблюден принцип визуализации. «Символично, что в Год качества мы получили качественно новый учебник. Он ориентирован на учеников разного уровня: каждый учитель может отобрать задания в зависимости от подготовки учащихся», — отметил Василий Коляда.
Впрочем, эксперимент в Клейниковской школе не заканчивается, а выходит на новый уровень. Теперь аналогичный проект реализуется в 11-м классе. Так что прибужские ребята и педагоги продолжают оставаться в авангарде учебного процесса в Беларуси. По крайней мере, в части изучения истории родной страны.
Николай ЯРМОШУК
Фото автора