• RU
  • BLR
Понедельник, 9 Декабря

ВАГОНЧИК ТРОНЕТСЯ, ПЕРРОН ОСТАНЕТСЯ

В минувшее воскресенье железнодорожники Беларуси отметили свой профессиональный праздник.

Мы встретились с начальником Брестского отделения Белорусской железной дороги Николаем Сопотом, чтобы узнать, как развивается ж/д транспорт в нашей области.

 

— Брестское отделение железной дороги — это ведь не только пассажирские и грузоперевозки? Чем живет отделение сегодня, какие основные направления и виды деятельности?

— Железную дорогу всегда называли государством в государстве. Брестское отделение расположено на стыке железных дорог с разной шириной колеи и является связующим звеном между Востоком и Западом. Граничит с Республикой Польша и Украиной и работает на шести направлениях: Тересполь и Черемха, Ковель, Барановичи, Лунинец, Влодава. Протяженность главных путей составляет 859,5 километра. На сегодняшний день в состав Брестского отделения Белорусской железной дороги входят 17 филиалов, обособленных подразделений, 33 станции, 75 остановочных пунктов.

В Брестском отделении трудится порядка шести тысяч работников.

На филиалы Брестского отделения возложены функции разных видов деятельности. Так, например, пассажирская служба занимается непосредственно обслуживанием пассажиров, а грузовая служба — грузоперевозками. Помимо этого, в нашем ведении есть музей железнодорожной техники, который пользуется спросом не только у белорусов, но и у гостей из-за рубежа. Кстати, экспонаты музея неоднократно использовали при съемках фильмов.

Большое внимание уделяем оздоровлению своих сотрудников. У нас есть база отдыха «Белое озеро». Но там могут отдыхать не только железнодорожники, свои путевки реализуем и другим желающим.

Для детей у нас ежегодно функционирует оздоровительный лагерь «Верба». В летний период он принимает порядка 160 ребят за одну смену. Всего за каникулярный сезон организуют четыре смены.

Брестское отделение может гордиться и станциями, которые сохранили свой исторический облик. Это Дубица, Влодава. Здесь часто снимают исторические фильмы не только белорусского производства, но и российский кинематограф.

 

— Чего хотелось бы еще достичь, изменить или добиться в отделении?

— В первую очередь, наша цель сегодня — это достичь показателей допандемийного уровня. Работаем и над увеличением пассажиропотока, особенно в транзитном направлении. Сегодня нам удалось восстановить межрегиональные показатели. Но в силу определенных обстоятельств международное сообщение на запад отсутствует, хотя и востребовано среди пассажиров.

Надеюсь, что со временем всё наладится, и Брест в определенном пассажирском направлении перестанет быть конечной станцией, а вновь станет транзитной.

Тоже касается и грузоперевозок. Показатели перевозок с Востока на Запад нам удалось увеличить. Из Китая в Европу мы везем грузы и мы востребованы. А вот с Запада на Восток таких показателей нет.

 

— Идти в ногу со временем и цифровизацией — важный аспект в современном мире. Как обстоят с этим дела в Брестском отделении?

— Даже в нынешнее время невозможно придумать что-то универсальное, что соответствовало бы современным требованиям на лет 100 вперед. Всё меняется время от времени. Брестское отделение не исключение. Мы проводим модернизацию, развиваемся, разрабатываем новые системы.

Одна из них — имеющийся у нас контейнерный терминал. Мы его цифровизировали, и теперь можем проводить сортировку контейнеров, задавать задание на погрузку и перегрузку. Благодаря этому удалось сократить расходы, а также ускорить переработку товаров. Это стало уникальным проектом для Беларуси.

 

— Брестский вокзал — место историческое, неоднократно сыгравшее немаловажную роль в развитии страны. Есть ли у него какие-то особенности в сравнении с другими регионами Белорусский железной дороги?

— Здесь ключевую роль играет территориальное расположение брестского вокзала. Мы являемся западными воротами. Сегодня и всегда Брест был приграничьем, и наша основная задача — обеспечить транзитные перевозки.

Брестский вокзал является визитной карточкой города. Он узнаваем. И мы стараемся сохранить его исторический облик, при этом регулярно вкладывая средства в его реконструкцию и ремонт. Он очень востребован сегодня как среди пассажиров, так и среди туристов. На сегодняшний день за январь – июль наш пассажирооборот составил 393 миллиона пассажиро-километров. За этот же период перевезли 4 миллиона 528 тысяч человек.

 

— Связать свою жизнь с железной дорогой — решение взвешенное или дело случая?

— Учитывая, что я родился в семье железнодорожника, с принятием решения о выборе профессии проблем не возникло. Это был вполне осознанный и уверенный шаг.

 

— Николай Павлович, на железной дороге Вы с 1996 года. За это время прошли путь от электромеханика вычислительной техники Брестской дистанции сигнализации и связи до начальника отделения. А значит, хорошо знакомы со спецификой работы. Это помогло Вам в руководстве?

— Начальник — это не значит только раздавать поручения. Начальник должен еще нести ответственность. Поэтому в коллективе важную роль играют именно работники. А основная роль руководителя — это обеспечить людей работой, а за добросовестное исполнение обязанностей — достойной зарплатой.

Я считаю, чтобы стать грамотным управленцем, необходимо знать весь процесс с самого его начала до финала. Это лишь на первый взгляд легко руководить — раздавай поручения и всё. Но чтобы иметь авторитет у своих подчиненных, надо понимать рабочий процесс. Любые распоряжения должны быть грамотными, четкими и выполнимыми, чтобы в итоге получить положительный результат.

 

— Вы возглавляете Брестское отделение с 2020 года. Какие перемены произошли здесь за это время?

— Для нашей специфики работы это очень короткий срок, чтобы изменить что-то кардинально. Но в данной ситуации нужно учитывать и сложившиеся условия: сначала пандемия, а потом и санкции.

А еще, даже являясь начальником Брестского отделения, я не перестаю учиться. Да-да, до сих пор набираюсь опыта и получаю новые знания. Ведь в каждом из подразделений свое направление деятельности. Возглавляя одно, ты работаешь в данном направлении. Перейдя в другое — специфика работы меняется. А заняв должность начальника отделения, в мое ведение перешли все филиалы, каждый со своим направлением. Поэтому я до сих пор постигаю что-то новое, черпаю для себя какие-то знания.

 

— Николай Павлович, как руководитель, какой Вы?

— В первую очередь стараюсь быть справедливым и человечным. Руководителю мало быть технарем. Если только раздавать поручения, не анализируя ситуацию, то вскоре люди разбегутся. Нужно прежде всего оставаться человеком, вникая в каждый вопрос.

Когда ставлю перед своими подчиненными какую-либо задачу или поручение, всегда имею в голове как минимум один вариант решения. Что-то поручая, я всегда должен понимать, что задача выполнима.

 

— В этом году Вы избраны депутатом Брестского областного Совета депутатов 29 созыва. Это направление Вам ново?

— Не особо. В прошлом году меня избрали председателем областной организации  общественного объединения «Белая Русь». И сейчас могу сказать, что общественная деятельность во многом пересекается с депутатской. Ты выходишь за рамки своей непосредственной работы, начинаешь больше общаться с людьми, вникать в их вопросы, пытаешься помочь, решить их проблемы. И это задает свой вектор, дает возможность увидеть жизнь с другой стороны. А еще почувствовать свою нужность, что ты можешь кому-то помочь.

Беседовала Наталья МАЛАШЕВИЧ

Архив «БВ»

СОПОТ Николай Павлович

Год рождения: 1973.

Образование: Белорусский государственный университет транспорта по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»; Академия управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Инновационный менеджмент».

Семейное положение: женат.

Дети: двое сыновей.

Хобби: рыбалка, электроника.