• RU
  • BLR
Понедельник, 9 Сентября

Улица, фонарь… велосипед. Уберите лишнее

Несколько актуальна тема велосипедистов на пешеходной улице Советской и страдает ли от владельцев велотранспорта брестский Арбат?

Утро красит нежным светом… В ранние часы улица Советская особенно прекрасна: город еще только просыпается, и здесь непривычно тихо. Только местами можно увидеть брестских «жаворонков» — горожан, которые любят со своими делами разделаться пораньше. Среди них замечаю мужчину лет шестидесяти, неспешно проезжающего на велосипеде. Сам собой — вероятно, как и у достаточно большого количества брестчан — в голове всплывает усвоенный пунктик: «По Советской ездить не принято». Будь то велосипед или средство персональной мобильности, например электросамокат, — нельзя!

Однако мужчина этот вроде бы никому и не мешает. Да и не пристало к старшему поколению подходить с расспросами, как он, опытный по годам человек, смотрит на то, что пешеходную улицу хотят помирить с велосипедистами. Однако журналистское нутро и возмущение некоторых знакомых о том, что идиллию Советской нарушают выезжающие из-за спины с характерным «дзынь» велосипедисты, бросающие в твою сторону не совсем приветливые взгляды, заставляют посмотреть на эту проблему критически.

На Советской бываю едва ли не каждый день — работаю в двух шагах, поэтому неплохое представление о ситуации с велосипедистами есть. В первую очередь, уверенно можно сказать, что любителей построить свой маршрут через Советскую на двухколесном транспорте стало значительно меньше. Напомним, что в целом этот вопрос всегда был остро актуальным, и немалое количество виртуальных копий в интернет-спорах об него было сломано.

В 2021 году к радости пешеходов на Советской появились знаки, запрещающие движение на велосипеде. Кроме того, при нововведении сотрудники ГАИ контролировали исполнение жителями и гостями Бреста соблюдение правил. Что и говорить, даже мои коллеги из «БВ» в свое время поучаствовали в нескольких таких рейдах. Постепенно новый элемент городской культуры на главной пешеходной улице стал приживаться, и, казалось, наступил тот момент, когда прошмыгнуть по Советской на велике уже стало неприличным.

Тем не менее проблема имеет место быть. Особенно это заметно сейчас, в теплое время года и с наступлением летних каникул у школьников, однако резко критического характера она не носит. Например, на днях в течение получаса в обеденное время заметил одного-двух велосипедистов. «За все время ни разу ни на кого не наехала», — так ответила 17-летняя Ксения на мой вопрос о том, знает ли она, что на Советской ездить на велосипеде запрещается. Ее парень Андрей и вовсе возмутился, мол, пешеходы часто пользуются велосипедными дорожками, и это никак не наказывается. В конце-концов, молодые люди сошлись на том, что большой проблемы для пешеходов от велосипедистов не исходит, и обмолвились, что и вовсе ездят на двухколесном здесь нечасто.

«Как по мне, вечером здесь достаточно проблематично проехать», — высказалась еще одна велосипедистка Арина. — А в будний день да, могу иногда съездить на велосипеде на рынок. Претензий от прохожих в свой адрес не слышала. Здесь вообще всё зависит от человека: если умеешь ездить аккуратно, пальцем на тебя показывать не будут».

«На Советской не скажу, что бываю очень часто», — отозвался брестчанин средних лет Роман. — Разве что с детьми в выходные. Да, велосипедистов на Советской замечал, отношусь к этому не совсем положительно. Всё-таки, знаки запрещающие для кого-то же поставили. Не думаю, что это нужно игнорировать. Если каждый будет делать всё, что захочет, наплевав на комфорт других, к чему мы придем?»

А вот еще одна жительница Бреста по имени Татьяна была резко категорична. «Отношение отрицательное. На велосипеде вполне себе можно проехать лишние несколько сотен метров, чтобы не заезжать на Советскую и не мешать пешеходам», — сказала женщина.

Стоит отметить, что это вопрос не только человеческой культуры, но и ответственности. Главная пешеходная улица Бреста — один из брендов нашего города, и она наверняка не была бы им, если бы здесь постоянно гоняли на великах брестчане разных возрастов. К тому же, кто даст гарантию, что, проехавшись сегодня с ветерком по Советской, завтра очередной лихач не заденет ненароком уже вас или ваших близких, когда вы будете совершать пешую прогулку. Не будем также забывать и о том, что дурной пример заразителен, и когда всё больше велолюбителей станут ездить по Советской — во что мы ее превратим?..

С другой стороны, вряд ли будет верным требовать установить за велосипедистами на Советской тотальный контроль. Идеи расставить по сотруднику ГАИ через каждые десять метров на всей протяженности улицы в течение дня — это уже, конечно, слишком радикально, да и на практике сложноосуществимо. Остается искать ту самую золотую середину. Те, кто уже взял за правило гулять, а не гонять по Советской, пусть при этом и остаются. А остальным можно лишь сказать: всегда есть возможность прийти к жестким запретам, но так ли нужны эти меры? У нас столько достопримечательностей, но потенциал у одной из них еще не раскрыт — у нашей городской культуры. Предлагаю сделать ее еще одним брендом Бреста.