Здесь свой первый залп дала легендарная «Катюша». Здесь воевал не менее легендарный Константин Залсонов, ставший предтечей «рельсовой войны». Захватив этот город, наши войска овладели одним из самых крупных железнодорожных узлов Беларуси. Наш проект в Орше.
Феномен «Катюши»
Фашистские самолеты бомбили ее уже на второй день войны — 23 июня 1941-го. Авиация будет утюжить город вплоть до самой его оккупации. Методично, ежедневно. Через оршанский вокзал шли многочисленные советские эшелоны, и немцам этот вокзал был очень нужен. Поэтому уже в десятых числах июля войска вермахта вплотную подступили к городской черте.
— Именно поэтому под Оршу направили экспериментальную батарею реактивных минометов БМ-13 под командованием капитана артиллерии Ивана Флерова, — рассказывает Старший научный сотрудник военно-исторического музея имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова Анна Сосновская. — Он уже имел боевые награды за финскую войну, был настоящим боевым офицером.
14 июля 1941 года советские артиллеристы под командованием капитана Флерова произвели первый залп. Всего два залпа — 112 реактивных снарядов. Но какого шороху они навели среди фашистов! Результатом удара стало то, что продвижение гитлеровских войск через Оршу было парализовано на целую неделю. Да, ти залпы не остановили наступление полностью. Уже 16 июля 41-го Оршу захватили враги. Но до самого своего поражения в 1945-м они испытывали неподдельный ужас перед минометами с таким, казалось бы, ласковым названием — «Катюша».
Время нелюдей
С 16 июля 1941 года в городе наступает новый порядок. Начинает свою работу гестапо, создаются лагеря для содержания как мирных жителей, так и военнопленных.
— Для нашего города был подготовлен свой особый план: сюда должны были колонизировать около 10 тысяч немецких граждан, а наших жителей оставить около 20 тысяч, и использовать их в качестве рабов, — говорит заведующая оршанским музеем Вероника Юрьева. —В городе начата перепись населения, в которой гитлеровцев интересуют всего лишь три пункта: год рождения, профессия и национальность. Таким образом начинают вычислять евреев, которые жили в городе.
До войны Орша на 21 процент состояла из горожан-евреев. Их здесь было чуть больше 6 тысяч. Немцы тут же создают гетто, обносят его колючей проволокой и сгоняют туда евреев, которых смогли найти согласно данным уже проведенной переписи.
— Кто-то в гетто шел даже добровольно, потому что евреям обещали, что через несколько месяцев их просто отправят в Палестину, — произносит Вероника Юрьева. — На самом деле гитлеровцы надеялись, что за эти месяцы люди погибнут сами — от жутких условий содержания. Часть людей действительно погибает, а в ноябре 41-го начинаются расстрелы. Их выводят в колоннах по 150-200 человек, и расстреливают. Они падают в заранее подготовленные ямы-траншеи, ямы-могилы. А дальше выводят следующую колонну — 150-200 человек…
Один из самых жутких экспонатов музея — обычный телефонный провод. Казалось бы, что в нем особенного? Но, как выяснилось, именно этим шнуром фашисты связывали перед массовым расстрелом своих жертв. Кусок такого провода спустя 20 лет после окончания войны нашли на месте строительства оршанского льнокомбината.
После ноябрьского расстрела, по рассказам очевидцев, несколько дней земля еще «дышала»: многие люди были просто ранены и буквально похоронены заживо. На глазах у родителей расстреливали детей, на глазах у детей расстреливали родителей… Маленьких деток просто сбрасывали в эти ямы и засыпали землей. Чтобы патроны не тратить.
В вагонах для скота
Родителям малолетней узницы Зинаиды Хадченко повезло куда больше. Поезд, состоящий из вагонов для скота, увез их в рабство к одному из немецких бауэров. Удивительно, но пару даже не разлучили, и Зинаида появилась на свет именно в Германии. Но ее родители всю жизнь вспоминали жуткие детали плена и страшную дорогу в далекую «немеччину».
— Условия были жуткие. Останавливались лишь на паре станций. Туалетов не было — кто выдерживал, кто под себя ходил, — делится воспоминаниями Зинаида Хадченко.
— Стоя ехали, или была возможность присесть?
— Кто как. Кто стоя, кто сидя, кого избили и он мог только лежать…
— А в течение какого времени добирались?
— Мама говорила, где-то дня четыре. Были еще остановки, где людей «досаживали».
Сегодня Зинаида Ходченко возглавляет районную организацию ветеранов. И искренне говорит, что делом жизни для нее стало простое «донести до современного поколения жуткую правду о фашизме».
Заслоныч. Он же дядя Костя
Чем больше зверели нацисты, тем более ожесточались патриоты захваченной страны. Они объединялись в партизанские отряды, бригады.
— В 1942-м начинает действовать и отряд Константина Заслонова, который до этого три месяца проработал в Орше под носом у гитлеровцев, организовывая диверсии на железной дороге, — с какой-то даже гордостью говорит Анна Сосновская. — Когда оставаться в городе становится слишком опасно, Заслонов создает в деревне Логи партизанский отряд. Первоначально он состоял из 35 партизан, но уже к июлю 42-года под командованием Заслонова собралась целая бригада из пяти отрядов и насчитывала она более семи сотен бойцов.
Заслонова в Орше действительно почитают. И передают приезжим мельчайшие детали его жизни с самого раннего возраста.
— Многие оршанцы считают его своим земляком, но на самом деле родился Костя в Тверской губернии в 1910 году. Семья была небогатой: отец — чернорабочий, мать — прислуга. А в семье двое сыновей и две девочки. И отец в 12 лет отправляет Константина в подмастерья к местному сапожнику. Так Костя начал вносить свой вклад в семейный бюджет. Однако есть у него мечта: как-то в детстве Константин попал в депо, где вблизи увидал паровозы, был очарован этими механизмами. И тогда он себе пообещал: «ведь управляет же ими кто-то, значит и я научусь», — увлеченно рассказывает научный сотрудник.
Сказано — сделано. Заслонов заканчивает железнодорожное училище, после которого почти 9 лет работает в Витебском депо. Дело знает туго: награжден правительственной наградой и повышен до должности начальника оршанского депо.
— Когда он приезжает в Оршу, у него уже имеется рабочее прозвище — Заслоныч. Причем паровозники называют так Константина Сергеевича не только за глаза, но и при личном общении. И Заслонов понимает, что это знак доверия.
В начале войны Заслонов руководит эвакуацией паровозного депо в советский тыл. У него бронь от призыва в армию — такие люди нужны стране чтобы помогать фронту на производстве. Но железнодорожника такой расклад дел категорически не устраивает. Он пишет письмо в наркомат путей сообщения. В этом письме слова, ставшие знаменитыми: «Наша страна в огне! Жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьется сердце патриота, стал бы на защиту нашей Родины!»
Также Заслонов просит позволить ему создать отряд из железнодорожников, для диверсий на железной дороге. Заслонова поддерживают еще 30 оршанских деповцев. Всех их направляют в школу диверсантов, где люди мирной профессии учатся создавать средства диверсий.
— Изготавливает мины-«сюрпризы», магнитные мины, а также легендарные угольные мины, — показывает музейные экспонаты Анна Сосновская. И даже приводит «рецепт» угольной мины: «Взрывчатку обматывали влажной или промасленной тряпкой, потом обсыпали угольной крошкой, и, замерзая на морозе, она уже ничем ни отличалась от обычного куска антрацита. Вы же знаете, что паровозы на угле работали? Значит, можете представить, что происходило, когда такая штучка попадала в топку паровоза!
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Витебской области, организовал крушение двух воинских эшелонов противника. Во время крушения сгорело 20 вагонов, 4 цистерны с горючим и убито свыше 200 немецко-фашистских оккупантов.
6 июля 1942 года.
Слава Константина Заслонова бежала впереди него. Его даже наградили орденом Ленина, который он так и не получит. Ведь для этого нужно было вылетать в Москву. А Заслоныч в сеансе радиосвязи сказал так: «Передайте товарищу Пономаренко, что я не оставлю белорусскую землю, пока ее топчет хоть один фашист».
Оккупанты тоже «оценили» заслуги легендарного комбрига дяди Кости. За голову Заслонова была назначена награда в 50 тысяч немецких марок. Причем не оккупационных марок, а рейхсмарок.
…Пследний бой комбрига случился в деревне Куповать Сенненского района. Это было в ноябре 42-го.
— Целый день небольшой отряд партизан вел бой с превосходящими силами противника, — суть ли не поминутно восстанавливает ход событий Анна Сосновская. — — Гитлеровцы не могли занять эту деревеньку, настолько мастерски выстроил оборону Заслонов. К сожалению, в этом бою он погиб, причем, когда уже отдал приказ своим бойцам к отступлению. Когда же каратели заняли деревеньку, они велели местным жителям опознать убитых. Но о Заслонове им никто не сказал.
Любовь и дневники
Кажется невероятным, но это факт: на оккупированных территориях было место не только героизму и предательству, не только боям и лишениям, но и … любви. Перед одной из витрин работники оршанского музея рассказали удивительную историю. «Это дневники семьи Гладковых. Молодая пара, они поженились накануне войны. Она их и разлучила. Мария в Горецком районе работала медсестрой, а Виталий, как это потом выяснится, находился в бригаде Константина Заслонова. Писем молодые люди друг другу писать не могут. Они не знают, где второй, и жив ли второй. Поэтому, не сговариваясь, начинают вести дневники. Описывают каждый свой прожитый день, какие-то события, которые с ними происходили. Мария написала шесть таких дневников, Виталий восемь.
Через два года пара случайно встретилась, обменялась дневниками. И дальнейший военный путь они прошли вместе».
При чем тут французы?
В освобождении Советской Белоруссии участвовала и французская авиация — эскадрилья «Нормандия-Неман».Один из ее летчиков — Марсель Лефевр. В 1939-м году он воевал за Францию, а в 1944-м участвовал в освобождении Беларуси: французов перебросили на территорию Советского Союза, на боевых машинах ЯК они прошли ускоренный курс обучения, и бились крыло к крылу с советскими асами.
— Марсель Лефевр погиб в возрасте 26 лет — его самолет подбили над Оршей, — рассказывает грустную историю Вероника Юрьева. — Он мог покинуть кабину самолета, но тогда бы боевая единица была бы потеряна. Как, пожалуй, всякий человек того военного времени, Марсель Лефевр решил ценой своей жизни спасти машину и посадить самолет. Через два дня самолет поднялся в небо, а Марсель Лефевр спустя пять дней в московском госпитале скончался.
Обычный подвиг обычного героя. Среди воинов, освобождавших Оршу, таких были сотни, а то и тысячи. 41 часть, отличившаяся в боях за райцентр, удостоена почетного наименования «Оршанской».
Войска 3-гo Белорусского фронта, стремительно продвигаясь вперед, ворвались на северную и северо-западную окраины города Орша и завязали бои на его улицах. Одновременно наши части нанесли удар с востока, сходу форсировали Днепр и вышли в центральные кварталы города. В ожесточенном сражении наши части наголову разбили крупный гарнизон противника. К утру 27 июня советские воины освободили крупнейший узел шоссейных и железных дорог город Орша — мощный бастион обороны немцев на Минском направлении. На других участках наши войска быстро продвигались вперед, громя на своем пути разбитые немецкие части. Захвачены 164 орудия, 116 минометов, 315 пулеметов, 10 паровозов, 110 вагонов, 51 склад с боеприпасами и военным имуществом. В это число не входят трофеи наших войск, захваченные в Орше. На ряде участков деморализованные солдаты и офицеры противника большими группами сдаются в плен.
27 июля 1944 года.
Героика во всем
Операция «Багратион» лавиной понеслась дальше. А местным жителям предстояло возрождать город. Спустя три года оккупации он выглядел жалко. Сплошное пепелище: 75 процентов строений полностью разрушены, вырублены деревья, парки. И, если до войны численность населения города составляла около 40 тысяч человек, то в 44-м освободителей встречали всего 3 тысячи жителей.
Верноника Юрьева: «Город в экономическом развитии был отброшен на столетие назад. И людям, только что совершившим военный подвиг, приходится совершать еще один — трудовой: восстановить город из руин и пепла и как-то постараться вернуться к мирной жизни. Восстанавливаются предприятия всесоюзного и республиканского подчинения. В 1949 году оршанский льнокомбинат бьет свой же рекорд по выпускаемой продукции, который был поставлен перед войной. А предприятие было практически полностью разрушено».
Анна Сосновская: «После войны в разных городах и местечках нашей страны было руками жителей насыпано 180 курганов в память о погибших, об освободителях. Подобный курган имеется и в Орше.16 апреля 1966 года в городе состоялся 10-тысячный митинг, который и положил начало возведению кургана. В его основание заложена шкатулка с письмом в будущее потомкам.
Оршанцы насыпали курган вручную — таскали землю в ведрах, в корзинах. Техника использовалась только для утрамбовки. Земля в оршанском кургане Бессмертия Привезена из разных уголков страны, где проходили бои. Те оршанцы, которые сражались на разных фронтах, с мест своих сражений привозили землю: из Подмосковья, с мест Сталинградской битвы, из Брестской крепости. И вот на всю эту стройку моим землякам понадобилось всего три недели! 9 мая 1966 года у подножья кургана Бессмертия был зажжен вечный огонь».
… В один день с Оршей были освобождены еще шесть крупных населенных пунктов Беларуси. Среди них такие райцентры как Глуск, Барань и Шклов. От него до Могилева оставались считанные километры. И о его освобождении мы расскажем в следующий раз.
Владислав ГРИБАНОВ, «БВ»