• RU
  • BLR
Четверг, 13 Февраля

ЛАЙФХАКИ ВАСИЛИЯ ТЁРКИНА, ИЛИ КАК ВОЙСКА ВЕРМАХТА ПЛАГИАТОМ ЗАНИМАЛИСЬ

В мае 1944-го неизбежность поражения немецких войск становилась всё более ощутимой. Чтобы как-то улучшить свою ситуацию, фашисты шли на любые ухищрения. Одним из таких стало издание довольно пухлой брошюры, которую распространяли среди военных Германии. «Русские подручные средства и находчивость» — в этот сборник вошли самые разнообразные примеры смекалки советских солдат и партизан. И эти, по-современному говоря, лайфхаки немецкое командование призывало активно внедрять в частях вермахта.

Команда «Воздух!»

Первый раздел брошюры носит название «Подручные средства на русских самолетах». И в этом разделе немцы реально «диву даются» советским придумкам. Вот их отчет о том, как на простейших бипланах У-2 (они же легендарные По-2) русские перевозили раненых: «Для этого на нижней поверхности нижнего крыла У-2 закрепляли кожаные петли, на которые подвешивались носилки. К носилкам привязывали раненых, завернутых в одеяла».

Так выглядел модернизированный эвакуатор раненых

Звучит безрассудно? Возможно. Но таким способом за время войны из вражеского тыла на Большую землю были доставлены сотни партизан, которые нуждались в госпитализации из-за ранений. Более того, со временем экстремальный способ доставки был модернизирован: сначала одеяла заменили на фанерную люльку, а затем и вовсе приделывали обтекаемый контейнер на верх нижнего крыла. Об этом с досадой писали составители брошюры.

 

«Обижались» фашисты на наших летчиков и за то, что те же бипланы они оборудовали под «летающие агитаторы». Делалось это так. Самолет оснащали звукопоглотителем для снижения гула мотора, навешивали на него обычный рупор (иногда попросту от граммофона), и этот биплан парил себе в ночи над вражескими позициями, посылая немецким солдатам вести об успехах Красной армии и безнадежности перспектив захватчиков. Очень, знаете ли, деморализующе действовало на противника…

 

Тем временем на линии фронта

Западнее города Мозырь младший лейтенант Чикаш и ефрейтор Самохин ночью вышли на нейтральную зону и залегли недалеко от немецких позиций. Утром на дороге в тылу у врага появилась походная кухня. Одним выстрелом Самохин убил немца, сидевшего на передке кухни. Через некоторое время Чикаш убил подбегавшего к кухне гитлеровца, а Самохин уничтожил двух немцев, идущих по дороге с котелками в руках. Всего в течение дня два снайпера уничтожили 19 гитлеровцев.

24 мая 1944 года

 

Отдельная тема для пересудов у немецких авиаторов — тема ремонтная. Вот что пишут авторы справочника, к примеру, об экстренном ремонте знаменитого штурмовика Ил-2: «Повреждение фанерного фюзеляжа просто латается приклепанной жестяной накладкой или приклеенной фанерной пластиной или, если речь идет о незначительных повреждениях, просто заклеивается кусочками ткани».

М-да, хваленые фашистские «мессеры» так не починишь…

 

Чудеса «аэродромостроения»

Еще больше немцы удивлялись русским аэродромам. Асы Люфтваффе недоумевали с того, что для советских летчиков пригодной считалась взлетно-посадочная полоса уже в 100 метров длиной. Мол, как можно с такой короткой ленточки взлетать. А ведь взлетали…

 

Следующий непостижимый для фашистов факт — ледовые аэродромы. Зимой советские бойцы и партизаны умудрялись оборудовать взлетно-посадочные полосы прямо на замерзших реках и озерах. Трескучие морозы настолько сковывали водную поверхность, что приземлиться могли даже самые тяжелые самолеты.

В болотистой местности наши умельцы сооружали деревянные «взлётки». Обилие лесов позволяло сделать эти полосы вполне себе надежными. И этот тоже бесило фашистов. Как, впрочем, и талант русских умело спрятать аэродромы от глаз самых зорких разведчиков Люфтваффе. «Строят макеты из стогов сена и соломы или даже настоящие макеты домов, которые можно раздвинуть и разместить там самолет», — с завистью пишут авторы брошюры.

 

А что, так можно было?

Так выглядела грозная четверка «Максимов

Еще одним образцом русской смекалки для немцев была импровизированная зенитка советских бойцов. Ее создали, соединив сразу четыре пулемета «Максим». Убойную во всех смыслах конструкцию устанавливали в кузове грузовика. Такая зенитка могла быстро перемещаться и была довольно эффективным средством противовоздушной обороны.

 

«С воздуха было замечено, что танки тянут за собой катящиеся цилиндрические баки для бензина и таким образом везут с собой большой запас топлива. При обстреле опасность для танка не так велика, как при использовании резервных баков, установленных на самой машине, поскольку катящийся бак при необходимости можно быстро отцепить».

А это уже выдержка из подсмотренных хитростей советских танкистов. Казалось бы, чего проще — прикрепить к бочке с топливом что-то, что позволит ее катить за собой. А для немцев этот лайфхак выглядел как открытие.

Что-то похожее на священный трепет испытывали фашисты от придуманных русскими импровизированных «самосвалов». Метод разгрузки автомобилей в брошюре описывается подробно и завистливо.

«Для кузова грузовика изготавливается настил из досок шириной 8-10 сантиметров, которые соединяются веревками или проволокой с интервалом 4-6 сантиметров. Настил имеет ширину, равную ширине кузова, и может подниматься по задней стенке кабины водителя. Настил прикрепляется к заднему краю кузова автомобиля, а к другому его концу привязывается длинный трос. <…> В месте разгрузки автомобиль подъезжает задом к дереву или прочно вбитому в землю столбу. Трос обматывается вокруг дерева или столба. Когда грузовик движется вперед, то он автоматически поднимает настил и освобождает кузов от груза».

 

Тем временем за линией фронта

Партизанский отряд, действующий в Могилёвской области 11 мая взорвал три автомашины и уничтожил находившихся в нем гитлеровцев. Немецкое командование направило против партизан карательную экспедицию. Партизанская разведка своевременно обнаружила противника. Совершив обходной маневр, советские патриоты атаковали карательный отряд с фланга и разгромили его. Немцы, прижатые к реке, пытались спастись вплавь, но были истреблены метким огнем. В этом бою партизаны уничтожили не менее роты гитлеровцев и захватили пленных.

28 мая 1944 года

 

Оружие победы бывает разным

Один из разделов брошюры посвящен искусству советских солдат и партизан приспосабливать оружие и боеприпасы под разные нужды. «Русские не только знают, как использовать ресурсы и средства своей страны, но также быстро находят применение трофеям», — с досадой пишут авторы брошюры. А дальше приводят конкретные примеры: как наши воины переделывают трофейные снаряды под мины, как создаются в партизанских отрядах оружейные мастерские, в которых немецкий карабин превращают в многозарядную винтовку, как к своим отечественным автоматам бойцы приделывают кусачки, чтобы перерезать колючую проволоку.

С каким-то даже восхищением рассказывают немцы о советском 37-мм миномете. «На марше его несут на поясном ремне в качестве лопаты и могут использовать его в этом качестве для земляных работ. <…> Лезвие лопаты изготовлено из специальной броневой стали и может также использоваться в качестве защитного щита. Для стрельбы труба (ручка лопаты) отсоединяется от лезвия лопаты, а расположенная там опора с пружинной вилкой вынимается и прикрепляется к трубе. Из миномета можно стрелять, не используя опору, оперев левый локоть о землю и обхватив трубу рукой»

 

Удивлялись немцы и советским танкам, которые наши умельцы оборудовали специальными катками. Навешенные спереди танка, такие катки эффективно разминировали путь для многотонной машины — мина разрывалась, не причиняя вреда. Ну, а вслед за бронированной техникой уверенно продвигалась пехота.

 

И вновь о маскировке

«Уже в начале Восточной кампании русские проявили себя мастерами маскировки, — удрученно констатируют составители брошюры. — Именно в этой области они ловко применяют усовершенствования в ходе нынешней войны. Некоторые примеры знакомят нас с удивительно простыми решениями и импровизациями».

Если уж заклятый враг столь уважительно выражается о талантах советских воинов, то эти таланты действительно дорогого стоят!

Представьте себе поезд, движущийся к линии фронта, груженый боевой техникой. Танки стоят на открытых платформах: отличная мишень для фашистских бомбардировщиков. Но если эти танки сверху заставить тюками с соломой? Слишком бесхитростно, подумаете вы. Но всё гениальное просто! Бомб на обычные «товарняки» у фашистов элементарно не хватало. Вот и передвигались подобные составы в относительной безопасности. А немцы лишь локти кусали, да предлагали перенимать такой опыт своим соотечественникам.

А еще танкисты бесили немцев тем, что на марше накрывали танки деревянными настилами, и сверху они были похожи на обычные грузовики. Поди определи немецким разведчикам-авиаторам, что там за колонна движется внизу.

Или другой пример, когда зимой вслед за танками привязывали деревца. Они заметали следы гусениц на снегу, что также существенно осложняло разведку немецким летчикам.

Еще одна головная боль солдат вермахта — «танки-обманки». Советские солдаты их мастерили в огромных количествах. Лжемашины сооружались из песка и земли, дерева и фанеры, даже изо льда и снега. Для чего? Чтобы ввести в заблуждение врага: мол, на этом участке фронта сконцентрировано крупное танковое соединение. К нам не суйся, получишь!

И ведь не совались. Кому охота проверять, настоящая там механизированная дивизия или муляжи.

 

Своих не бросаем!

Невероятно, но факт: немцы были практически потрясены… носилками-волокушами. «Носилки не всегда имеются в распоряжении в достаточном количестве. А зачастую и нужного количества санитаров не хватает, чтобы вынести всех раненых с поля боя, и доставить их в тыл, — говорится в сборнике. — Красноармейцы помогают себе собственным, примитивным, но всё же успешным способом. С помощью простых инструментов — карманного ножа, топора и нескольких веревок — они быстро собирают носилки-волокуши, на которых раненым, может, и не очень удобно лежать, но носилки выполняют свою задачу. Кроме того, не требуется второго носильщика, то есть высвобождаются люди.

Фото: рисунок со стр. 40. Подпись «Иллюстрация из брошюры. Способ транспортировки раненых, которому удивлялись фашисты»

 

Мосты, дороги — потрясение

Именно потрясением можно назвать впечатления немцев по поводу советских придумок в строительстве. Во-первых, фашисты признавали, что «русские особым образом используют недостатки своих дорог, сознательно сохраняя их в качестве тактического средства «пассивной обороны» своих огромных пространств». Во-вторых, захватчики прекрасно осознавали, что сами хозяева по-хозяйски же на этих дорогах себя чувствуют.

 

Советское мостостроение — особая тема. «Русские мосты часто разрушаются немецкими Люфтваффе. В чрезвычайной ситуации русские не занимаются восстановлением опор, а поддерживают новый мост быстровозводимыми деревянными коробами, которые ставятся, как кессоны, и обычно заполняются камнями и песком».

По-настоящему восхищали фашистов подводные мосты, проезжая часть которых строилась ниже уровня реки. Советские водители умудрялись ехать «по воде аки посуху». Фашистская авиация даже если и замечала с воздуха подобную колонну переправляющихся, редко успевала нанести машинам существенный урон. Пока развернется бомбардировщик, машин на реке уже и след простынет. Ну и что там бомбить?..

 

 

Наши переправлялись под водой, над водой, отливали мосты изо льда, даже для железнодорожного транспорта — наших было уже не догнать. Ни в чем.

Фашистские шпионы скорбно докладывали, как стремительно восстанавливали мирные жители освобожденные районы: «Материалы для восстановления разрушенных домов русские находят прямо на месте, вплоть до последнего гвоздя. В качестве потолочных перекрытий используется дерево из немецких блиндажей. Стены и потолки делаются из камыша, тростника, хвороста или соломы; гвозди выковываются из трофейной проволоки; недостающие рамы сколачиваются на скорую руку самым примитивным образом. При отсутствии оконного стекла на пустые рамы натягиваются пузыри животных, пропитанные маслом».

…О темпах восстановления народного хозяйства Советского Союза в целом и Беларуси в частности брошюра не рассказывала. Авторы обоснованно опасались совсем уж уронить моральный дух немецких военнослужащих.

Владислав ГРИБАНОВ, “БВ”