• RU
  • BLR
Воскресенье, 3 Ноября

НЕЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ ФЕЛЬДШЕРА

Проект «БВ» – это не только о том, как Красная Армия освобождала Беларусь, но и как приближали Великую Победу простые люди.

Герой этой публикации — Иосиф Сорочинский. Настоящий герой Великой Отечественной войны. К сожалению, его давно нет с нами. Не сохранился дом 87 на улице Брестской в Чернавчицах, где он когда-то жил. Не осталось родных: он не был женат, не имел детей… Главным напоминанием об Иосифе Сорочинском в Чернавчицах многие годы служит названная в его честь улица. Собственно, именно она стала «виновницей» того, что спустя годы педагоги и учащиеся Чернавчицкой школы обратились вновь к его судьбе.

По словам педагога-организатора Екатерины Скорук, как-то сам собой возник вопрос, что знают жители агрогородка о людях, в честь которых названы улицы в Чернавчицах. Выделили улицу Сорочинского. Провели опрос, который показал, что не многие жители молодого возраста помнят, кем был Иосиф Сорочинский. Мало сведений сохранилось о нем и в школе.  Знали, что он работал в Чернавчицах фельдшером, а в годы войны лечил у себя дома солдат.

Отталкиваясь от этого, завязалась поисковая работа. Исследователями жизни Сорочинского стали учитель истории Татьяна Лесовик и учащиеся. Позже Екатерина Скорук сбор информации подключила к национальному поисковому проекту «Беларусь помнит. Помним каждого!» и акции «Подвиг памяти потомков сохраним» в номинации «Героев помним имена».

Так кто же такой Сорочинский?

 Поисковая работа велась по газетным статьям, что-то узнавали через официальные запросы или случайно найденные документы, в которых, к сожалению, имелись скудные данные об этом человеке. Например, в удостоверении личности указан год рождения 1893, но нет числа и месяца. Из-за времени сложно разобрать написанную чернилами другую информацию на польском языке в этом документе. Однако неплохо сохранилась фотография Сорочинского в молодые годы.

Но больше всего чернавчицкой поисковой группе удалось узнать о фельдшере из старых, вырезанных из газет статей, на которых, к сожалению, нет пометок, в каком издании они были опубликованы. Одна из них — «Подвиг фельдшера» — полностью посвящена Иосифу Сорочинскому. Из нее становится известно, что 25 сентября 1971 года он был участником важного для Бреста, да и всего Советского Союза, торжества — открытия мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Фельдшер стоял в огромной массе людей. На нем была военная форма с петлицами медицинской службы.

В статье две фотографии. На одной из них запечатлен Иосиф Сорочинский на фоне разрушенных зданий Брестской крепости, а рядом с ним — медицинская сестра Евдокия Макарова. На второй фотографии — деревянный дом фельдшера. Именно там он в первые дни войны организовал подпольный госпиталь, в котором на протяжении полугода лечил от ран советских солдат, спасал им жизни.

Под грифом «Карантин»

 Значительную роль в поисковой работе сыграли воспоминания людей, опубликованные в послевоенных газетах. Так, Илья Максимов, бывший рядовой, рассказал в той же публикации «Подвиг фельдшера», что Иосиф Сорочинский 22 и 23 июня до позднего вечера ходил по полю и собирал красноармейцев, там же нашел и Илью. Раненых солдат переодевал в гражданскую одежду. Помогали ему в этом Евдокия Макарова, а еще семья Рабчинских.

Известно, что уже на второй день войны он с помощью нескольких сельчан вынес с места вчерашнего боя 13 красноармейцев. Относил их в медпункт, но для безопасности ночью доставлял в свой подпольный госпиталь. Укрывал дома: на чердаке, сеновале, в погребе. На всякий случай на двери по-немецки и по-русски написал, что в доме карантин из-за тифа.

Среди тех, кому спас жизнь Иосиф Сорочинский, был старшина пятой погранзаставы Василий Сорока. Фельдшер нашел его во ржи. Тело солдата было искромсано осколками гранаты. Лежал он, обагренный кровью, раскинув безжизненно руки. К нему подошли немцы, пнули ногой, чтобы убедиться, что он мертв.  Василий Сорока не пошевелился, и это спасло его от смертельной пули. Старшина был настолько слаб, что фельдшеру пришлось прооперировать его прямо на поле: остановил кровь, обработанной йодом бритвой отрезал перебитую кисть левой руки…

Оправившись от ранений, солдаты один за другим покидали госпиталь. Спустя годы они не забывали о своем спасителе, приезжали в гости, присылали письма со словами благодарности. Количество писем особенно увеличилось после того, как по Всесоюзному радио прозвучал радиоочерк «Старый фельдшер». В своем письме тот самый Василий Сорока, на тот момент работавший машинистом сталеразливочного крана на Нижнетагильском заводе, писал: «Спасибо вам, Иосиф Игнатьевич! Вы спасли мне жизнь. А на свадьбе своей, как вы и предсказали, я таки станцевал гопак».

А вот что написал Сорочинскому бывший рядовой, после войны животновод из села Вербовка Днепропетровской области: «Я вам, Иосиф Игнатьевич, обязан вдвойне.  Вы меня не только подобрали раненого, но еще и спасли от гангрены. Вовек не забуду. Кланяюсь всем жителям Чернавчиц. У меня три дочери. Всем дал наказ: если отца любите, то любите и не забывайте фельдшера из Чернавчиц, что на Брестчине, который геройски спасал красногвардейцев».

Не зря, кстати, благодарили солдаты жителей Чернавчиц. Те не только помогали Иосифу Сорочинскому доставлять раненых в подпольный госпиталь. Однажды фельдшер пришел к церкви и обратился к жителям: «Люди добрые, вы знаете, что я прячу раненых советских солдат. Лечу, как могу. Как и вас лечил. Но теперь мне трудно всех их хорошо кормить. Знаю, у каждого из вас есть семья, дети. Но, прошу вас, помогите, кто чем может».

Уже следующим утром на крыльце Сорочинского лежало несколько буханок хлеба, куски сала, картофель и другие продукты питания. Кстати, о помощи жителей фельдшеру, его поступке, кратко написано в книге «Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне». Там говорится, что жители приносили не только продукты, но и белье, доставали медикаменты, стирали бинты.

Наперекор расстрелу

 Иосиф Сорочинский не только лечил красноармейцев. По воспоминаниям Ларисы Александренко (Коробко), он помог и ей — дочери пограничника. Перед самой войной ее отец Алексей Коробко был отправлен на службу в 17-й Брестский Краснознаменный погранотряд. С ним приехала и его семья. В 1942 году жена и дети оказались в гетто в Чернавчицах. Жизнь там была не сахар. Ждали с нетерпением конца войны.

С переполненными эмоциями встречали наши танки во время освобождения Брестского района и Бреста. «Как мы за ними бежали, плача от радости! Этого никогда не забыть, — делилась в своем воспоминании Лариса Коробко. — А во дворах домов увидели печальную картину: там лежали наши убитые красноармейцы. Одного запомнила особенно хорошо: он держал огурец в руке. Я бежала за братом. Перелезая через забор, упала и разбила на правой руке локоть — чашечка раскололась пополам. Вылечил меня, как говорила мама, местный фельдшер Сорока. Все здесь его так называли. На самом деле его звали Сорочинский Иосиф Игнатьевич. Мама рассказывала, что его большая заслуга в том, что мы остались живы».

С освобождением района и города связан еще один случай. К Сорочинскому обратилась за помощью группа разведчиков 61-й армии генерала Белова с просьбой помочь одному тяжело раненному солдату. Подвергая свою жизнь опасности, поскольку недалеко располагалась немецкая воинская часть, Сорочинский сделал всё, что мог, а потом тайными тропами провел бойцов до линии фронта.

Зная, как к таким поступкам относятся немцы, восхищает мужество Иосифа Сорочинского. Невзирая на то что ему каждый день грозила смерть, он продолжал спасать людей. Однажды к нему во двор ворвались фашисты. Увидев раненого солдата, один из немцев сорвал с него повязку. Из раны хлынула кровь. Возможно, подумав, что тот уже не жилец, не пустили пулю в красноармейца, не тронули и фельдшера. Это чудо спасло им жизнь.

Послевоенные годы

Иосиф Сорочинский прожил в Чернавчицах до конца своих дней, работал в местной амбулатории. По воспоминаниям односельчан, он был очень добрым человеком. Фельдшер одним из первых в Чернавчицах купил телевизор, к нему ходили смотреть фильмы и телепередачи почти все жители. Без возражений давал ребятне покататься на своем велосипеде. Это не говоря уже о том, что он лечил людей.

Оценили Иосифа Сорочинского и на высшем уровне. Он был награжден медалью солдаткой доблести «За отвагу». Когда председатель Президиума Верховного Совета республики, Герой Советского Союза Василий Козлов узнал о его подвиге, сказал, что таких людей фашисты не могли победить, поставить на колени. Подвиг чернавчицкого фельдшера будет служить образцом стойкости, мужества, отваги в борьбе за правое дело.

Наши дни

Похоронен Иосиф Сорочинский на чернавчицком кладбище. За могилой земляка ухаживают учащиеся средней школы. Но главное — школьная поисковая группа продолжает сбор информации об этом человеке. Перед ними стоит задача выяснить полную дату рождения фельдшера, а вместе с этим и точное место рождения.

Кроме того, на табличке, прибитой к железному кресту, нет указанной даты смерти. Почему ее не указали в то время, пока неизвестно. Это тоже предстоит выяснить поисковой группе, как и многие другие моменты из жизни героя-земляка. А еще есть огромное желание установить более стоящий памятный знак на его могиле.

Помня о дружной помощи своему земляку в годы войны, уверена, что жители Чернавчиц сообща решат этот вопрос и сообща будут хранить в памяти подвиг Иосифа Сорочинского.

Наталья ШЛЯЖКО

Фото средней школы деревни Чернавчицы