Это интервью было запланировано к годовщине нахождения Сергея Лободинского на посту главы города. Но плотный график мэра и прочие сопутствующие факторы встречу несколько задержали. Зато когда она состоялась, то результат превзошел все ожидания: председатель уделил журналистам «БВ» почти целый день, позволил понаблюдать за рабочим процессом, взял с собой в одну из поездок по городу и ответил на все наши вопросы. Выбрали для вас самые яркие моменты диалога
Утренний марафон
— Рабочий день мэра… Это «8 часов плюс перерыв на обед» или же график не нормированный, в принципе?
— Рабочий день начинается в 7.20, а заканчивается ближе к восьми вечера. Так уже сложилось за многие годы: утром решаются многочисленные важные вопросы — рассматривается и расписывается почта, подписываются документы, принимаются кадровые решения. Как видите, все самые значимые моменты решаются на свежую голову, не откладываются на вечер. Это уже образ жизни.
— А семья, близкие? Они на Вас обиду за это не держат? Уверен, что даже когда Вы появляетесь вечером дома, всё равно раздаются телефонные звонки по работе…
— Наверное, если бы не было надежного тыла, мы бы не смогли работать в госструктурах… Я благодарен своей семье за понимание и поддержку в этом вопросе, я думаю, что так будет и впредь.
— Сколько звонков в день принимает председатель? — спрашиваю уже в кабинете Сергея Лободинского. — Телефон наверняка разрывается от входящих…
— Трудно сказать, — задумывается собеседник. — День на день не приходится… От 30 до 100. Это не считая звонков на мобильный телефон, который практически не выпускаю из рук.
— Он когда-нибудь за период работы в должности мэра был отключен?
— Нет. Я всегда на связи. К слову, особенно много звонков накануне различных мероприятий — праздничных или торжественных, массовых. Поток настолько огромен, что, случается, из кабинета выйти невозможно. (Улыбается.)
— А сами кого в первую очередь набираете утром?
— Мониторю обстановку в городе. Сначала это начальники управления и отдела внутренних дел, следом МЧС, далее службы ЖКХ. А потом звонки заместителям по курируемым ими направлениям.
Энергозатратный процесс подготовки к заседаниям исполкома. Потому что нужно тщательно проанализировать тематику поднимаемых вопросов, чтобы после их обсуждения принять четкие и конкретные решения. Это предполагает глубочайшее погружение в проблематику. Нужно предусмотреть все финансовые детали, идеологические моменты, вопросы нормативно-правового характера.
Это уже стиль жизни. Даже находясь в отпуске, держу ситуацию на постоянном контроле. Это уже в крови. (Улыбается.)
— А насколько часто с самого утра после таких созвонов Вам преподносят неприятные сюрпризы, после которых рабочий настрой меняется на суровый?
— Я не человек настроения. Всё должно быть взвешенно, разумно. К решению любой проблемы нужно подходить с холодной головой. Если этого нет, то можно больших чудес наделать, а это неправильно.
Важная рутина дня
— С приходом любого руководителя, чаще всего начинается процесс формирования своей команды. Исключением не стали и Вы, принимая кадровые решения, вызвавшие довольно широкий общественный резонанс. Все ли ротации получились удачными?
— Если говорить о том, что за год мы практически полностью поменяли руководителей системы здравоохранения города: от главврача центральной поликлиники до городских поликлинических служб, то позитивные изменения есть. Самое главное, что молодые креативные руководители, которые пришли сегодня в учреждения здравоохранения, притягивают к себе таких же профессионалов. Это говорит о том, что есть понимание необходимости изменений, которые уже назрели. Есть желание делать больше и лучше. И, наверное, самое основное — есть неравнодушие.
— Но ведь наверняка есть и моменты, о которых Вы, занимая пост председателя, думали: «Здесь я всё исправлю!». А почему-то пока не всё получилось…
— Хороший вопрос… Я по складу характера — холерик. И, конечно, всё хочется сделать максимально быстро. Но, увы, в жизни не всегда так получается. Поэтому в некоторых вопросах надо набраться терпения. Да, есть проекты, которые хотелось быстро реализовать. Но есть определенные процедурные вопросы, которые этого сделать не дают.
Вот эти вопросы и увеличиваю срок воплощения задуманных проектов. Но всему свое время. Я не отчаиваюсь. Только вперед и ни шагу назад!
Различных задумок и планов — десятки, если не под сотню. Самое важное, на мой взгляд, вытравить равнодушие людей к элементарным вещам. В первую очередь, это наведение порядка. Этот момент является бичом многих руководителей. Всё начинается с себя! Ты должен создать условия для работы, а потом требовать результат. Должен обеспечить свое предприятие финансами, трудовыми ресурсами, материалами. Должен мотивировать своих работников таким образом, чтобы им хотелось трудиться лучше, чем было вчера.
Секрет «мобильного» блокнота
Напрашиваемся в рабочую поездку председателя по городу. Садимся в его машину, и тут же созревает вопрос:
— Сергей Николаевич, Ваша служебная «Geely» наверняка белорусской сборки. Как оцениваете качество отечественного автопрома?
— Сам автомобиль очень неплох. Понимаю, что наши производители постоянно совершенствуются… К минусам отнес бы сервис. Пока он налажен не настолько хорошо, чтобы максимально оперативно заказать ту или иную деталь, к примеру. Но, повторюсь, автопром динамично развивается.
— А как тогда оцениваете развитие нашего «Брестмаша»? В этом году с его конвейеров в учреждения социальной сферы отправились сразу несколько партий микроавтобусов. Каковы отзывы потребителей, получивших эти авто?
— Если говорить о той технике, которая поступила на вооружение наших учреждений соцзащиты и здравоохранения, нареканий не поступало, она исправно работает. Сейчас другой вопрос: по загрузке мощностей «Брестмаша». Мощности предприятия позволяют делать не сотни, а тысячи автомобилей. Работаем над этим вопросом.
На этих словах «Geely» поворачивает в один из многочисленных двориков Бреста.
— Сейчас мы въехали в один из дворов, который является примером того, как мы комплексно наводим порядок, в процессе капитального ремонта дома, — поясняет мэр.
Дворик, действительно, чуть ли не блестит. Аккуратные клумбы, ровный асфальт на дороге и новенькая плитка тротуаров…
— В прошлом году мы сделали 17 дворовых территорий. На этот год наметили уже 21, — комментирует Сергей Лободинский. — Приняли за правило следующий подход: если делаем капитальный ремонт дома, параллельно благоустраиваем двор, чтобы потом не тревожить больше жильцов, не распылять силы и финансы.
Переезжаем на ГОБК, катим мимо Гарнизонного кладбища, рядом с которым вовсю ремонтируется подъездная дорога к строящемуся патриотическому центру. Мэр подмечает детали, по ходу звонит руководителям задействованным в работах организаций.
— Обходятся ли такие поездки без звонков должностным лицам? — интересуюсь у председателя.
— Нет. Мало того, я завел вот такую записную книжку, где помечаю разного рода проблемы, которые замечаю по ходу движения, — достает Сергей Лободинский из бардачка машины «мобильный» блокнот. — Есть те, которые решаются сразу же, а некоторые замечания озвучиваю уже на аппаратных совещаниях или по приезде в горисполком.
О сделанном и предстоящем
— Территория, на которой мы сейчас находимся, была в довольно плохом состоянии, — рассказывает мэр во дворе городской больницы № 1. — Но мы уже сделали входную группу, продолжаем ремонт фасадов, а в следующем году масштабно «зайдем» в отделения больницы: обновим сами помещения и палаты, укрепим материальную базу.
— Мы сейчас говорим о так называемой железнодорожной больнице… А какие-то еще учреждения здравоохранения модернизировались?
— В той или иной степени мы обновили все медучреждения города. В общей сложности за прошлый год на здравоохранение мы направили более тринадцати миллионов рублей. Для Бреста это довольно ощутимые вливания.
Важно, что наведен порядок в сельских фельдшерско-акушерских пунктах Брестского района. По сравнению с тем, что там было, сегодня созданы комфортабельные условия для приема пациентов и работы медперсонала, ФАПы оснащены необходимым оборудованием.
Уже вернувшись в кабинет, глава города показывает нам проекты недалекого будущего.
— Мы определили порядка 20 мест в городе, где запланирована масштабная застройка, — мэр разворачивает перед нами объемный план-схему. — Во-первых, за счет уплотнения мы решаем вопросы порядка и благоустройства в уже старых районах застройки. Во-вторых, мы занимаем те площади, которые сейчас пока в неухоженном виде, тем самым приводим в порядок эти территории. И в-третьих, те новые жилые дома, которые появятся, позволят нам «догрузить» наши учреждения образования.
В перспективе мы будем развивать Берёзовку (в частности, улицу Радужную), улицу Карьерную, по которой ведется разработка проекта под одноэтажную застройку.
Одно из направлений, которое возможно реализовать, это направление от границы в районе Варшавского кольца, где есть хорошая проработка микрорайона застройки.
— А вот эта арка? — замечаю макет с изображением грандиозного сооружения. — Где появится она?
— Это еще один проект. Это Московская, въезд в Брест. Вместе с появлением этой арки, мы затрагиваем улицу Лактионова, где возможна застройка 160 квадратных метров жилья.
Еще один масштабный проект — мост на бульваре Шевченко. «Усилим» его вдвое, там будет четыре полосы движения. На время строительства мост закрывать не планируем, понимая, что трафик там оживленный. И уже в следующем году думаем приступить к реализации этого проекта, который станет одной из изюминок города.
В любимом Бресте только вместе
На этом слогане председатель остановился отдельно.
— Он становится своего рода «фишкой». Подчеркивает тот факт, что если мы едины, то непобедимы. Брест — это тот оплот, который состоит в первую очередь из наших людей, которым небезразлично, что происходит в нашем любимом городе.
— Раскройте тайну о Вашем любимом месте нашего Бреста. Есть ли такое?
— Есть, и оно не одно. Это, конечно, тот микрорайон, в котором я вырос — район Киевки. Это также центральная часть города. И, как самое дорогое, привитое еще с детства, — наша Брестская крепость: то место, где ты можешь остаться наедине с самим собой, где можно задуматься, осмыслить происходящее, если нужно, даже поплакать.
Наш город живет, развивается, благоустраивается. И, пожалуй, это и есть самая лучшая награда и гордость за проделанный труд.
Владислав ГРИБАНОВ, «БВ»