Богатые тоже плачут. В справедливости этого постулата, известного жителям постсоветского пространства по одноименному сериалу, убедился Гитанас Науседа, ныне президент Литвы, а в недавнем прошлом – безработный. У него сегодня есть все шансы вернуться к исходному состоянию.
В соседней стране разгорается самый настоящий шпионский скандал. Нашего соседушку обвиняют ни много ни мало – в нарушении присяги. «Дело шьют», – как емко выразился бы собрат по несчастью Иван Васильевич, который поменял профессию, махнувшись царским троном с управдомом Буншей. В милицию (точнее полицию) главу Литвы пока не замели, но долго ли умеючи?
В частности, по заверениям доброжелателей, во время предвыборной кампании 2019 года кандидат в президенты Науседа обратился в Департамент государственной безопасности Литвы с просьбой проверить ряд своих доверенных лиц и спонсоров. Информация об окружении, в том числе закрытого характера, была аккуратно собрана и передана безработному претенденту на главный пост. Всё бы ничего, но спустя годы вышла книга «Спикер и президент», в которой бывший сотрудник ДГБ Томас Гайлюс слил эти сведения общественности. Вот тут-то всё и началось. Широкие массы не поняли, с какого перепугу спецслужба докладывала секретные сведения какому-то безработному, и было инициировано парламентское расследование законности указанных действий.
Во время расследования всплыли факты, которые никак не добавляют плюсов Науседе в глазах русофобов и апологетов самостийности. В его окружении обнаружились персоны, среди контактов которых (о, ужас!) лица, которые сотрудничали с Россией и Беларусью, в том числе дипломаты и представители бизнеса. Собственно, это разоблачение и есть показатель отношения официальных кругов Литвы к нашему государству, тогда как мы всегда занимали дружелюбную позицию. Комиссия установила, что Науседа намеревался назначить некоторых из таких, по меркам литовских политиков, неблагонадежных товарищей своими советниками. Припомнили и то, что администрация главы Литвы выступала против санкций в отношении белорусских удобрений, связав это не с экономическими соображениями, а с тем, что якобы избирательный штаб Науседы посещали «представители белорусского калийного бизнеса». Короче, докопались к соседушке так рьяно, что, выходит, он чуть ли не наш лучший друг. Эдак скоро обвинят беднягу и в том, что он агент КГБ СССР и подпольно готовит подрыв антисоветской линии, которая превалирует во внешней политике Литвы с момента обретения страной самостоятельности.
Тем более год назад в СМИ была поднята шумиха из-за того, что Науседа… член КПСС. Вступил в партию он в далеком 1988-м. Но это не помешало доброжелателям указать пальчиком на то, что спустя три десятка лет, баллотируясь в президенты, он скрыл сей факт, заполняя анкету. Неуклюже обороняясь, президент Литвы назвал вступление в КПСС «ошибкой молодости». Мол, в Вильнюсском университете понасоветовали ему, начинающему преподавателю, стать партийцем, дабы карьера ученого строилась легче, а он, наивный хлопчик, и поддался на уговоры.
Помнится, похожие попахивающие теорией заговора намеки бросали и в адрес экс-главы США Трампа. Правда, тогда доказательств, подтверждающих симпатию к России, было найдено еще меньше. Хотя, конечно, уже одно то, что комедия «Один дома» с эпизодическим участием господина Трампа пользуется популярностью среди русского зрителя, не может не настораживать бдительных янки. Да и в жены миллионер взял на свою голову фотомодель Меланию откуда-то из Словении – это для не перегруженных географическими познаниями американцев почти то же самое, что «Russia».
С чего бы вдруг такая волна разоблачений вокруг главы литовского государства? А всё очень просто: в мае – следующие выборы. Вот и получили политтехнологи заказ: президента Науседу сбросить «до заводских установок», то есть отправить доцента обратно в безработные. Ведь если обратиться к цифрам, предвыборный рейтинг Науседы в настоящее время составляет 40%, что очень даже неплохой результат, особенно на фоне его возможных конкурентов: адвоката Игнаса Вегеле – 11%, премьер-министра Ингриды Шимоните – 9%. Такова лицемерная особенность западной демократии. Вначале PR-технологии заставляют поверить электорат в иллюзию выбора, а затем проголосовать за того, кого нужно: пускай «лидер» – обыкновенный карьерист, или подкаблучник, женатый на бабушке, старше его на 20 лет, или странноватый старичок, которому пресловутый Леонид Ильич годится в младшие братья и выглядит на его фоне бровастым мачо, – раскрутят кого угодно. И с такой же легкостью, как выдвинули, – задвинут. Это проза рыночной жизни: кто платит за музыку – тот ее и танцует.
Виталий ГЕРЦЕВ