• RU
  • BLR
Среда, 22 Мая

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК К ПРИЗВАНИЮ

Герой сегодняшней публикации неспроста попал на страницы «БВ». Многие годы он служит в Брестском академическом театре драмы. Немало сделал для культурной жизни города и Брестчины.

Недавно за свой профессионализм, труд и талант в столице в торжественной обстановке министр культуры Анатолий Маркевич вручил ему нагрудный знак Министерства культуры Республики Беларусь «За вклад и развитие культуры Беларуси». Кто же он? Открываем закулисье — заслуженную награду получил известный брестчанин, главный художник театра драмы, художник-постановщик городских и областных мероприятий Николай Полторака.

 

А вы знали

 

…что он не только художник, а еще и профессиональный актер? Собственно, с этого и начался наш разговор.

Творческий путь Николая Полтораки можно сравнить с переплетением нитей, которые в итоге становятся одним узором. Потому что в его жизни было много разных моментов, которые то отдаляли, то приближали к любимой профессии — главного художника театра.

Он окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт по специальность «Актер театра и кино», а до этого — Бобруйское художественное училище, где освоил профессию чеканщика художественных и ювелирных изделий. Отслужил в армии. По распределению в 1990 году попал в Брестский театр драмы. «Отработал месяц, а затем мне предложили стать заведующим художественно-постановочной частью, — рассказывает Николай Полторака. — Согласился, да и у актера на тот момент заработная плата была 120 рублей, а у завпоста — 180. Плюс работал бутафором, потому что не хватало людей. Утром приходил в театр, а поздно вечером уходил. Но сцену сразу не оставил, играл в спектаклях. Позже тоже случались роли».

В скором времени на одном из театральных фестивалей Николай Полторака познакомился с известным режиссером театра и кино народным артистом Беларуси Александром Ефремовым, который с помощью долгих уговоров переманил его на должность завпоста в столичный театр. Правда, в Минске мой собеседник задержался всего лишь на полгода. По семейным обстоятельствам он вернулся в Брест. И в театр — на ту же должность.

Но за это короткое столичное время он сотворил спектакль с необычными декорациями, поставленный по мотивам писем Бернарда Шоу. «Они должны были выглядеть на сцене как хрустальный замок с колоннами и ступеньками, — поясняет Николай Полторака. — А это был 1997 год, технологии не как сейчас. Думали, как всё задуманное воплотить в реальность. Придумали. В театре на теннисном столе делали декорации из оргстекла».

Всё получилось. Декорации выглядели эффектно. И, кстати, этот период подарил художнику знакомство с известным актером Николаем Ерёменко-старшим и его супругой Галиной Орловой, которые были приглашены на роли в этом же спектакле. «И Ерёменко-старший назвал тогда меня четвертым. Он сказал, что величает своего отца Николаем Николаевичем Первым, сам он Николай Николаевич Второй, сын — Николай Николаевич Третий, ну а я буду Николаем Николаевичем Четвертым», — с улыбкой на лице поясняет Николай Полторака.

 

А что же художник спектаклей? 

 

По словам моего собеседника, всё началось не со столичного спектакля, а еще в детские годы, когда он учился в четвертом классе. Как-то раз в три часа ночи к нему в комнату зашла мама, но в это время мальчик не спал, а играл с посылочным ящиком. Если точнее, он сотворил из него театральную сцену: разместил макеты декораций, с помощью лампочки на батарейках сделал подсветку. Вот это и было стартом. Вскоре дворец культуры доверил ему оформить сказку. Во время учебы в институте в дипломных спектаклях он не только играл отведенные ему роли, но и создавал декорации.

Николай Полторака создает удивительные декорации к каждому своему спектаклю, не раз в этом убеждалась лично. Так, например, в постановке «История любви» в самом конце действия умирают герои. Актерам нужно было пройти через бутафорский рояль, который стоял в центре сцены. Чтобы это выглядело правдоподобно, Николай Полторака распилил его на две части, прикрепил бумагу. Зритель не знал, что он распилен. В результате герои прошли через рояль, но во время этого порвалась бумага, звук сравним был с лопнувшей струной —  это произвело просто потрясающий эффект!

Идеи художнику приходят по-разному. Например, для создания постановки «Три красавицы» ему достаточно было прочесть название, чтобы понять, что и как будет выглядеть и происходить на сцене. Но есть и такие, над которыми нужно подумать. В их числе готовящаяся в настоящий момент премьера по пьесе «Вера» известной брестской писательницы Зинаиды Дудюк.

За годы творческой деятельности Николай Полторака создал более тридцати спектаклей. Признался, что обожает сказки, поскольку там есть волшебство. Однако любимой работой считает спектакль «Олеся». И, кстати, с любезностью показал макеты костюмов героев из этой постановки, а еще маленькие сцены с миниатюрными декорациями. В рабочем кабинете находится макет сцены театра драмы.

Но и это еще не всё. Николай Полторака также художник-постановщик многих городских и областных мероприятий к праздничным датам: тысячелетие Бреста, «Дожинки», День Независимости, День единения народов… Мало кто из брестчан знает, что дело его рук — детская развлекательная комната «Джунгли» и комната кривых зеркал в парке культуры и отдыха, который он возглавлял какое-то время. Принимал участие в перепланировке здания детской хореографической школы искусств имени Погодина — здесь он тоже проработал не один год.

А еще художник коллекционирует клоунов, увлекается лоскутным шитьем, шьет верхнюю одежду. Ну что здесь скажешь… Талантливый человек талантлив во всём!

 

Наталья ШЛЯЖКО

Фото автора