А о том, как с этим обстоят дела на территории Прибужья, рассказал прокурор Брестского района Василий Дешко.

— Василий Алексеевич, в должности Вы без малого год. Как можете вкратце охарактеризовать данное место службы? Легко ли вникли в дела района? Как вас приняли в коллективе? Возможно, за этот период пришлось провести кадровые ротации?
— В прокурорской среде я не первый год и прежде занимал аналогичную должность в Дрогичинском районе, поэтому принципиально нового в специфике работы для себя я ничего не открыл. В дела Прибужья вник довольно быстро и легко.
В коллективе меня приняли тепло. Сотрудники районной прокуратуры — трудолюбивые, довольно опытные, хорошие специалисты и профессионалы своего дела. Отсюда следует, что вынужденных кадровых ротаций проводить не пришлось. Однако несколько сотрудников ушли на повышение — это приятные перемены.
— Работа в сельскохозяйственном регионе с большим количеством предприятий Вам прежде была знакома. Чем среди других районов выделяется Прибужье?
— В целом Брестский район имеет стабильно высокий уровень сельскохозяйственного производства, животноводства, растениеводства. Он занимает лидирующие позиции как в области, так и в республике по всем направлениям. Уровень хозяйств Прибужья гораздо выше, чем в других районах Брестчины. Свои нюансы и недостатки, конечно, есть, но в целом охарактеризовать хозяйства, руководителей и коллективы Брестского района могу только с положительной стороны.
— Какие нарушения чаще встречаются в хозяйствах?
— Особое внимание прокуратура района в прошлом году уделяла вопросам соблюдения ветеринарного законодательства при содержании и кормлении крупного рогатого скота, сохранности собственности сельхозпредприятий, законодательства в области идентификации, регистрации сельскохозяйственных животных и продуктов животного происхождения.
Проведенные прокуратурой района надзорные мероприятие показали, что должностными лицами и работниками сельхозпредприятий допускаются нарушения ветеринарно-санитарных требований по профилактике заболеваний, выращиванию нетелей и откорму крупного рогатого скота на животноводческих фермах.
Были выявлены нарушения технологии кормления, несбалансированного питания как маточного поголовья, так и молодняка, не соблюдались требования технологии получения новорожденного молодняка, не контролировалась должным образом технология получения и выращивания новорожденных телят. Нарушались схемы выпойки новорожденных телят в молозивный период, когда такие процессы имеют большое значение для развития организма в целом.
Кроме того, в период проведения уборочной кампании прокуратура района выявляла нарушения правил охраны труда, техники безопасности, правил пожарной безопасности.
А ведь руководители сельскохозяйственных организаций несут ответственность за общее руководство в сфере охраны труда, техники безопасности и за противопожарные мероприятия согласно самостоятельно утверждаемым ежегодно в обществах приказам.
Эта обязанность также закреплена и в контрактах, заключенных с директорами обществ, согласно которым они несут ответственность за сохранность и целевое использование имущества, в том числе имущественную ответственность за ущерб, причиненный обществу в результате их неправомерных действий или бездействия. В связи с этим они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей, если иное не предусмотрено законодательными актами.
— Как обстоят дела с правопорядком в Брестском районе?
— За 2023 год прокуратура района во взаимодействии с государственными органами местной власти, правоохранительными, контролирующими и иными органами проделала значительную работу по укреплению законности и правопорядка, защите интересов граждан, общества и государства в районе.
Однако по итогам прошлого года в сравнении с предыдущим криминогенная обстановка в Прибужье несколько ухудшилась и характеризуется увеличением показателя общеуголовной преступности.
В 2023 году в районе зарегистрировано 348 преступлений, что на 17 больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
При этом отмечу снижение количества преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, — с 62 до 47, а также имеющими судимость лицами — с 68 до 56.
Все совершенные в Прибужье опасные преступления, убийства раскрыты.
— Какая категория преступлений вызывает особую настороженность?
— Особую обеспокоенность в структуре преступности района вызывал существенный рост количества тяжких и особо тяжких преступлений против личности — 2 убийства и 5 фактов причинения тяжких телесных повреждений, преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных средств — с 10 до 13, киберпреступлений, где отмечаем значительный рост, — с 32 до 65. Также выросло с 3 до 8 количество преступлений, совершенных подростками.
— Расскажите более предметно, какие населенные пункты выделились в Вашей статистике.
— По сравнению с предыдущим годом снизилась преступность в сельской местности. При этом отмечается рост преступлений на территории Чернинского сельсовета — с 8 до 13, Радваничского — с 5 до 8 и Мотыкальского сельсовета — с 31 до 32.
В ходе проверки в Чернинском сельисполкоме установлены нарушения законодательства о профилактике преступлений и правонарушений, недостатки в работе общественного пункта охраны правопорядка, отсутствие надлежащего взаимодействия с правоохранительными органами в данных вопросах.
— Какие положительные моменты в работе можно отметить?
— В районе за 2023 год зафиксировано значительное снижение количества краж — с 143 до 96.
Но, несмотря на имеющиеся положительные моменты в деятельности субъектов профилактики Брестского района, имеются и определенные упущения.
— Кто в первую очередь несет ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий и, как результат, итоговые показатели?
— Сказать, что кто-то один из субъектов профилактики ответственен за профилактику, будет неправильным. Ведь это результат работы правоохранительных и государственных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, сельисполкомов и руководителей, а также прокуратуры. При этом, исходя из самой специфики деятельности, спрос в этом направлении с правоохранительных органов всегда больше.
Так, проведенными прокуратурой района проверками, установлены упущения и недостатки в деятельности ОВД Брестского райисполкома и иных субъектов профилактики. Например, недостаточно эффективно проводится работа с семьями, в которых лица злоупотребляют спиртными напитками, применяют физическую силу в отношении своих близких.
В связи с ослабленным уровнем ведомственного контроля, в Брестском РОВД имеют место нарушения учетно-регистрационной дисциплины, невысокое качество оперативного сопровождения по отдельным уголовным делам, неполнота проведения доследственных проверок, повлекших принятие преждевременных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Об этом свидетельствует отмена прокурором района 41 постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
Сотрудникам ОВД Брестского райисполкома и иным субъектам профилактики следует повысить эффективность разъяснительной работы с населением.
— Какие еще правонарушения и в каких направлениях требуют усилить работу?
— Здесь можно отметить увеличение уровня семейно-бытовой преступности с 8 до 12 фактов, что свидетельствует о необходимости реализации дополнительного комплекса мероприятий в целях ее снижения.
Как и ранее, основной упор в профилактике правонарушений, совершаемых на почве семейно-бытовых конфликтов, по сложившейся практике делается на органы внутренних дел. В то же время потенциал местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов, общественных формирований используется не в полной мере.
Прокуратура района в прошлом году также проводила надзорные мероприятия по соблюдению законодательства об исполнении в Прибужье мероприятий госпрограмм «Аграрный бизнес», «Физическая культура и спорт», «Комфортное жилье и благоприятная среда». В этом направлении также выявлен ряд нарушений.
Во втором полугодии 2023 года выявлены нарушения и в сфере здравоохранения. Так, для района по-прежнему острой является проблема отсутствия медицинских работников в медучреждениях района. Только с августа 2024 года планируется прием молодых специалистов на указанные должности.
Несмотря на то что показатель текучести кадров медицинских работников в 2023-м не превышает установленного норматива (с высшим медицинским образованием при нормативе 7 процентов составил 5,3 процента, со средним медицинским образованием — 7 процентов), на 01.10.2023 вакантны востребованные должности врача клинической лабораторной диагностики (одна ставка), хирурга (одна ставка), врача общей практики в поликлинику (одна ставка), терапевта (одна ставка), восемь ставок среднего медперсонала.
Кроме отсутствия должной организации работы по реализации лекарственных средств и оказанию медуслуг населению следует отметить, что фельдшеры Яцковичского, Шумаковского и Ивахновичского ФАПов не обеспечены служебным автотранспортом, а при обслуживании вызовов используют велосипеды. В 2023 году за счет спонсорских средств приобрели велосипед на Прилукский ФАП. Остальные фельдшеры ездят на личных. Использование велосипедов затрудняет, особенно в зимний период, своевременное и качественное обслуживание населения на участках.
В сфере надзора за законодательством о борьбе с коррупцией в некоторых хозяйствах выявлены нарушения при проведении процедур закупок как за счет собственных средств, так и государственных закупок.
Хочу отметить, что повышение эффективности борьбы с коррупционными проявлениями возможно лишь при усилении системности и взаимодействия в деятельности правоохранительных структур и органов власти и управления района. Руководителям государственных органов, субъектов хозяйствования государственной формы собственности следует больше внимания уделять вопросам выработки конкретных организационно-практических мер по противодействию коррупции.
— Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
— В первую очередь следует активизировать работу правоохранительных и государственных органов. В прошлом году вопросы профилактики правонарушений и стабилизации криминогенной обстановки рассматривали на координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией Брестского района. По результатам рассмотрения мы дали конкретные поручения всем субъектам профилактики. Эти вопросы я держу на личном контроле. Поэтому, надеюсь, совместными усилиями в нынешнем году нам удастся стабилизировать ситуацию и иметь положительную динамику в правонарушениях.
Наталья МАЛАШЕВИЧ
Фото Галины МОНИЧ