• RU
  • BLR
Пятница, 4 Октября

ДОЛГ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Ветеран войны в Афганистане поделился воспоминаниями о службе на чужбине.

Афганская война… Для Советского Союза она закончилась ровно 35 лет назад. Но для побывавших «за речкой» те давние события навсегда остались в памяти. Около полумиллиона солдат и офицеров прошли через горнило тяжелых военных будней. Был среди них и житель Прибужья Александр Крюков. Он рассказал читателям «БВ», что в числе первых бойцов входил в Афганистан, а также о том, как ему довелось дважды служить в далекой стране.

Боевое крещение

Уходя в армию, башкирский парень не мог даже предположить, что судьба забросит его на чужбину, где придется участвовать в боевых действиях. Срочная служба проходила в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Витебске. В ее составе младший сержант Александр Крюков в декабре 1979 года попал в Афганистан. «Кстати, там еще в 1920-е годы побывал мой дальний родственник, который служил в Первой конной армии, — вспоминает собеседник. — Но никогда не думал, что спустя много лет пойду по его стопам. Когда мы прилетели в Кабул, погодные условия оставляли желать лучшего: стояла снежная и холодная зима, дул сильный ветер. Местные жители утверждали, что такое случается очень редко и является предзнаменованием мрачных событий».

После прибытия в Афганистан перед военнослужащими была поставлена боевая задача — свергнуть тогдашнего правителя страны Хафизуллу Амина. Основными целями стали дворец Амина, генштаб, казармы-арсеналы. Александр принимал участие в штурме последних двух объектов, а дворец захватывала небезызвестная группа «Альфа». Серьезного сопротивления советские воины не встретили, боевую задачу выполнили быстро, с минимальными потерями.

После переворота многие надеялись, что скоро вернутся назад, в Союз. Но потом стало ясно: война затянется надолго. Александр Крюков служил в разведроте, бойцы совершали регулярные вылазки на перевалы, зачищали кишлаки от моджахедов. Хорошо запомнились масштабные боевые действия в провинции Газни, Нижнем Панджшере. Там разведчикам довелось столкнуться с хорошо подготовленным и вооруженным противником, укрепрайон был мощным, но «духов» в конечном итоге удалось выбить.

Трудно было адаптироваться и к непростым природным условиям: знойная жара днем сменялась холодом ночью, чувствовался недостаток кислорода в горах. А в дополнение еще и колоссальное нервное напряжение, огромные физические нагрузки… Впрочем, благодаря отменной подготовке, хорошим товарищам и армейской удаче молодой разведчик сумел не только выжить, но и достойно выполнить поставленные задачи. А демобилизовался Александр Крюков в мае 1981 года старшим сержантом и вернулся домой, на Урал.

Дважды в одну реку

Казалось бы, вот она — мирная и спокойная жизнь, вдали от выстрелов и взрывов. Но на гражданке афганец пробыл недолго. Уже в 1985 году сотрудники военкомата предложили пройти курс обучения в школе прапорщиков, ведь потребность в профессионалах была тогда очень высока. Александр согласился и после завершения учебы снова отправился в Афганистан. Вернулся в родную дивизию и свой полк, чтобы окунуться в боевые будни на целых два года.

«Конечно, я прекрасно понимал, что опыт участия в боевых действиях имеет большую ценность, — объясняет мотивы своего решения воин-интернационалист. — Мне было легче, чем тем, кто только начинал службу в Афгане. Правда, о том, что уже воевал здесь, никому поначалу не сказал. Однако по сравнению с первыми годами войны ситуация сильно изменилась: улучшились бытовые условия, операции проводились уже более масштабные и по всей территории, было задействовано много техники, «вертушки» доставляли нас на перевалы, появилось новое вооружение — подствольные гранатометы, огнеметы «Шмель», СВД, пулеметы «Утес» вместо прежних ДШК… В общем, воевать стали на новом уровне».

Кстати, сражаться приходилось не только с местными жителями, но и с наемниками. В плен попадали люди разных национальностей. Однажды «взяли» даже негра, прошедшего всю Африку, Латинскую Америку и плененного молодыми советскими солдатами. Он так расстроился, что аж заплакал от обиды. Был и другой случай: Александр с двумя солдатами обнаружили на скале мужчину, на местного жителя тот явно не походил. Привели пленного к своим, но он не произнес ни слова, а ночью вдруг заговорил по-русски. Ночи были холодные, вот он и сказал, что замерз. Как позже выяснилось, пленный оказался американским советником.

Александру Крюкову везло на товарищей. Хорошие отношения были и с командирами, и с подчиненными. Люди в большинстве попадались честные, порядочные, надежные. На них всегда можно было положиться. Не обходилось и без курьезов. Однажды, после выполнения задания, спустившись с перевала, в группе не досчитались замполита. Сразу же приняли решение вернуться и найти пропавшего. Но на прежнем месте вовсю хозяйничали «духи». Бойцы с ходу обработали перевал, согнали противника, однако замполита не обнаружили. Наконец, один из солдат спустился в расщелину и увидел интересную картину. Замполит мирно спал и даже не слышал, что проходил бой. Потом, как узнал о произошедшем, схватился за голову.

За отличную службу и проявленный героизм Александр Крюков награжден двумя орденами Красной Звезды и медалью «За отвагу». Помимо этого, в копилке ветерана есть и награды Демократической Республики Афганистан.

Под мирным небом

Окончательно расстался с Афганистаном старший прапорщик Крюков только в 1988 году. После войны он остался служить в 103-й дивизии в Витебске. Хотя еще долго образ далекой страны преследовал ветерана во сне. Выйдя на пенсию, Александр вместе с семьей переехал в Брестский район и обосновался в Збунине, где проживает до сих пор. Работал начальником участка в местном хозяйстве, завхозом в туристическом комплексе «Белое озеро». А шесть лет назад возглавил районную организацию общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».

«Мы, афганцы, стараемся не терять связи и помогать друг другу. Но еще одной важной задачей является патриотическое воспитание молодежи. Ведь, по сути, ветеранов Великой Отечественной войны почти не осталось. Значит, мы должны активно заниматься воспитанием подрастающего поколения. Поэтому регулярно встречаемся со школьниками, проводим конкурсы, выступаем с различными инициативами, которые находят поддержку у районной власти. Мы показываем молодым людям пример верности воинской присяге. Решение о вводе войск в Афганистан было принято руководством Советского Союза, а мы с честью выполнили свой долг. И об этом нужно знать и помнить», — убежден Александр Крюков.

 

Николай ЯРМОШУК

Фото Галины МОНИЧ и из архива Александра КРЮКОВА