Сретение Господне — один из главных праздников церковного года. Отмечается на 40 день после Рождества Христова. В Русской православной церкви — 15 февраля.
Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? На этот и другие вопросы ответил председатель миссионерского отдела Брестской епархии священник Сергий Мухин.
— В праздник Сретения Господня мы вспоминаем святого Симеона. Именно он встретил Богоматерь с младенцем Христом и праведного Иосифа в Иерусалимском храме. Как он заслужил такую честь и милость?
Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до нашей эры по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского языка на греческий. Ему досталась книга пророка Исаии, в которой было написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Его удивило: если Дева родит Сына, она уже не будет Девой. Симеон хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Предание говорит, что старец Симеон прожил больше 300 лет.
Суть самого праздника глубоко догматическая. Христос встречался много с кем. Но почему-то именно эту встречу возвели в разряд двунадесятых праздников. Что происходит в момент пришествия Христа? Вся Иудея порабощена Римской властью. И ждет освободителя — Мессию. Те люди, которые гнали христиан (атеисты в дальнейшем), говорили, что якобы иудеи, то есть весь иудейский народ, придумали своего Мессию, Который будет непорочно зачат и рожден.
В чем момент Сретения? Если бы иудеи, а Симеон был одним из них, действительно придумали, что Мессия будет рожден непорочно, то при переводе книги Симеона ничто бы не удивило. Ведь он сам принадлежит к иудейскому народу, который якобы придумал своего Мессию. А раз его удивляет, значит, он сам ничего не придумывал как иудей. Следовательно, не придумывал и иудейский народ. Божья Матерь непорочно родила Сына Божьего. Поэтому Сретение — это праздник Господский с элементами Богородичного.
В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Он мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки Младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему». Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
— Отец Сергий, Великий пост в 2024 году начнется 18 марта. Но ему предшествуют три подготовительные недели. В чем их смысл?
— Эти недели посвящены какой-либо притче, Евангельскому событию, либо напоминают о чем-то. Подготовительные недели выбраны как духовные ориентиры. Первая из них начнется 25 февраля и называется «О мытаре и фарисее». На этой седмице отменяются однодневные посты в среду и пятницу.
Притча выбрана не случайно. Кто такие фарисеи? Это люди во времена Христа, делающие ставку, как правило, на внешнем исполнении Закона Моисеева. Мытари — это сборщики налогов, по большей части, из своего иудейского народа, но собирающие в пользу Римской власти, а соответственно и презираемые своим народом. Фарисей, по словам Иоанна Златоуста, в принципе, не врал, когда, молясь, говорил, что он постится, дает десятину… Согрешил он в тот момент, когда сказал, что он не такой, как тот мытарь, который стоит там и молится. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». В Евангелии сказано, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, чем фарисей, ибо «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». В этих двух образах, по сути дела, отображение многих людей.
Нет толку от нашего поста, если мы будем возвышать себя и унижать других. Эта притча — предостережение всем, вступающим в пост. Сравнивать себя ни с кем нельзя. Такой пост будет, что называется, в осуждение. Получается, что, осуждая другого, сам падаешь. Если наш пост напоказ — мы становимся теми же самыми фарисеями. В Священном Писании говорится, что «Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно». Надо смотреть, из-за чего человек не постится. «Чужая душа — потемки» — гласит народная мудрость. Это значит, что понять до конца, что думает человек, объяснить, почему он поступает так, а не иначе, невозможно. Потому человеческий суд всегда ошибочный. И один Бог видит нас такими, какие мы есть. У Пимена Великого доводилось читать прекрасные слова. Он говорил, что можно быть высоко в небе, но далеким от Бога. Можно много говорить, но быть молчаливым. Можно ничего не говорить, но сердцем осуждать других.
— Почему осуждение так сильно распространено?
— Мы осуждаем, потому что нам, по всей видимости, не хватает поступков, которые позволили бы утвердиться как православным христианам. Может, не хватает святости, подвижничества. Чтобы как-то утвердиться, человек начинает осуждать другого, который в чем-то оказался позади него: «А вот я — какой молодец!» Святым, которых только и заботило, как бы Богу угодить, не приходило на ум с кем-то сравниваться. Поэтому они старались как можно больше, как можно чаще «работать» на Царство Небесное. А в той ситуации, когда Бог у тебя не на первом месте, начинают сравниваться с другим человеком, как бы повышая этим свою самооценку. Мать осуждения — гордыня.
— Осуждению часто противопоставляют смирение. Что такое настоящее смирение? Существует такое мнение, что это готовность подчиняться чужой воле, слепая покорность.
— Смирение — это когда не «мое» в первую очередь, а «Божье». Недавно в православном календаре был день памяти Макария Великого. О нем пишут, что этот человек обладал колоссальным смирением. В жизни у него такой эпизод произошел. Когда он ушел в пустыню, рядом с пустыней было село. В нем одна женщина забеременела и сказала, что от Макария. Местные жители стали осуждать его, говорить: «А, вон святой-то какой». Любой на его месте стал бы оправдываться, отрекаться, гневаться. Что сделал он? Мало того, что он работал, на вырученные деньги еще и содержал эту клеветницу. Почему? Он не смотрел на мнение людей. Он смотрел на мнение Бога. Понравится ли это Богу? В итоге она несколько дней не могла разродиться и призналась, что оклеветала Макария. Люди, которые верили ей, бросились просить прощения у Макария. Но он покинул это село, потому что не хотел человеческой славы. Поэтому смирение — это не когда «я», а когда «Ты, Господи». Смирение — это противоположность гордости. А гордость — это мое «я».
— Всегда ли нужно говорить правду в лицо? Ведь бывают случаи, когда хочешь приободрить человека, не огорчать. Не будет ли это сродни лицемерию и лжи?
— Есть ситуации, когда надо действительно говорить правду: что есть — то есть. А бывают случаи, когда что-то надо и не договорить. Покрой грехи ближнего, Господь и твои грехи покроет. Как сказал святой Иоанн Златоуст, «кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным». В намерении всем высказывать правду в лицо есть отсутствие правильного отношения друг к другу. Вот что говорит апостол Павел: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Нужно думать, что породят наши слова, сказанные ближнему: огорчение или утешение, смущение или радость? «Дерево познается по плодам». Какие будут плоды, такие и сказанные нами слова. А они, в свою очередь, зеркало нашего внутреннего состояния, нашей души.
— Почему сейчас подростки теряют веру и отдаляются от Церкви, от родителей?
— Родителям нужно повышать институт крестных родителей. Раньше, чтобы стать членом Церкви, люди проходили множество ступеней. Им предстояло многое изучить, понять. В настоящее время у нас для крестных родителей предусмотрены два собеседования. Даже на эти два они ленятся прийти, так же как и выучить элементарные молитвы. Сегодня спроси любого, зачем крестить ребенка, зачем нужны крестные родители, зачем нужно Таинство Крещения, и 95 процентов даже не ответят на эти вопросы, потому что не знают. Но все крестят: а что, мой ребенок хуже всех? Вот и всё. Нужно поднимать не только институт крестных родителей, но и самим родителям повышать свои знания.
У митрополита Антония Сурожского есть прекрасные слова. Когда ему все жаловались на своих детей, он, выступая в школе, попросил поднять руку тех родителей, кто перед Христом Богом может встать и попросить у Господа для своих детей такой же веры, как у них. Как оказалось, рук совсем мало. Работает старая народная поговорка: «От осинки не родятся апельсинки». Если с детьми что-то не так, значит, проблемы в родителях. Нужно задать себе вопросы. А вы сами находитесь в послушании у Отца своего Небесного? Вы в послушании у своих родителей? Что вы конкретно от себя требуете? Сами когда на исповеди были? Все требования, которые предъявляют к детям, надо предъявлять в первую очередь к себе. Тогда будет результат.
— Сейчас существует много разных украшений в виде крестиков, например серьги. Можно ли их носить?
— По моему мнению, это всё-таки грех. Крест, в принципе, всегда был христианской религиозной святыней. Использовать его как украшение не благоговейно, не в традиции Православия. Так же как употребление изображения креста в игральных картах есть кощунство, насмехание над святыней. Так и икона на материале из дерева не может служить разделочной доской.
— Что бы Вы хотели сказать в заключение нашей беседы?
— Возвращаясь к празднику Сретения Господня, хочу отметить, что этому празднику многие приписывают народные, фольклорные традиции. К сожалению, граничащие с суеверием. Но одно скажу: здесь не просто история. Надо, чтобы каждый из нас обрел личную встречу, личное Сретение с Христом Богом. Это самое важное.
Надежда ЛИСКОВИЧ