• RU
  • BLR
Четверг, 19 Сентября

НОЧЬ СВЯТОЙ ВОДЫ

Крещение — один из двенадцати главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В народных традициях в Крещение завершаются Святки.

«Крещение» в переводе с греческого — «погружение в воду». В первом столетии в водах реки Иордан совершал это таинство Иоанн Креститель. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая от скверны. Пришел на берег священной реки и Иисус Христос. Во время таинства на Спасителя снизошел Святой Дух в виде голубя. Как повествует Евангелие, небесный голос провозгласил: этот человек — Сын Господа. Он несет миру Его волю. Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели.

Вечер накануне праздника, то есть Крещенский сочельник, собирал вместе всю семью. По народным традициям после постной трапезы ложки складывали в общую миску и накрывали хлебом в надежде на богатый урожай. Не обходилась подготовка к празднику и без суеверий. В народе повелось над дверью, окнами и даже печной заслонкой рисовать кресты, дабы оградить свой дом от нечистой силы. А вот утро непременно встречали молитвой. По преданиям, Небо в предрассветные часы открывалось самым сокровенным просьбам.

Главный символ этого праздника — вода. Считается, что вся вода в ночь на Крещение становится чудодейственной: будь то речка в проруби или снег в чистом поле. Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год…» А вот мнение, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи, — это просто старинный народный обычай, который не является всё же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в Таинстве Покаяния, во время исповеди в храме.

Крещенское утро принято начинать с питья освященной воды, а первым утренним блюдом были крестцы. Это обрядовое печенье, которое в каждой губернии пекли по-своему. Где-то это лепешки с нанесенным крестом, но в основном — две полоски теста, которые образовывали крест. В автобиографической повести «Лето Господне» Иван Шмелёв рассказывал так: «Кресты — особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатые и сладкие; где лежат поперечники «креста» — вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали…»

В день праздника после богослужения отпускают в небо белых голубей как символ Святого Духа, что явился на землю в обличье этой птицы, и в знак окончания рождественских праздников.