Ценообразование как фактор справедливого отношения к людям и к распределению денежных ресурсов. Именно так Александр Лукашенко призывает подходить к этой непростой теме.
С участием Президента прошло большое совещание. Его цель – проанализировать тенденции года. В прошлом октябре Президент принял волевое решение усмирить рост цен, и тогда все средства были хороши. Тактика сработала, и инфляция пришла в рамки допустимого. По итогам года она ожидается даже ниже запланированного уровня. Но что дальше?
Президент против закручивания гаек. Глава государства ждет четкой системы, при которой производители и продавцы будут двигаться в заданном направлении, но им не придется постоянно согласовывать цены. Возможно, это и есть золотая середина, когда и покупатели сыты, и торговцы целы.
Надеяться на лучшее и готовиться к худшему. Жизненный принцип, который подходит и к этому совещанию. В памяти свежи картинки прошлого. Чуть больше года назад Президент метал громы и молнии, ведь, вспышку, говоря по-простому, пропустили. Цены тогда не укладывались в голове. Пришло время подвести промежуточные итоги. И откладывать некуда.
Александр Лукашенко сразу расставит акценты. У государства нет и не было цели заморозить цены. У него есть цель выработать логику ценообразования.
Цены не могут не расти! Так не бывает. С этим неприятным фактом нужно смириться. Другое дело – нельзя мириться с тем, что отдельные дельцы наживаются на покупателях. И здесь позиция Президента не изменилась год спустя.
В среднем по стране зарплаты, по сравнению с прошлым декабрем, выросли на 16%, а потребительские цены – почти на пять. Причем 1,5% – это так называемая завозная инфляция. Тут и без калькулятора понятно: денег в кошельке стало больше, а значит, выросли и траты. Но не потому, что цены формируются по принципу «только вверх», а потому что деньгами белорусы стали распоряжаться свободнее.
Декабрь – сложный месяц для всех. И цены ожидаемо растут. Сезонное подорожание тех же овощей – вроде как норма. Но Александр Лукашенко с ней мириться не готов. Ведь впереди праздники, и многим захочется, к примеру, оливье со свежим хрустящим огурчиком.
Одними огурцами сыт, конечно, не будешь, но логика понятна: чтобы сезонный товар не дорожал вне сезона, нужно сделать его всесезонным.
В Беларуси не приходится носиться с отдельными товарами, как курица с яйцом. В соседней стране яичница на завтрак внезапно стала чуть не роскошью. Вообще, цены на продукты в Беларуси традиционно ниже, чем в России. На одно только молоко на треть. Но для Александра Лукашенко это слабый аргумент…
Президент говорит откровенно: в какой-то степени ценообразование удалось отладить. И практика согласования цен с вышестоящим руководством сработала, что называется, в моменте. Но Александр Лукашенко настаивает: нужна система, при которой никто ни к кому и ни за кем бегать не должен.
Действующие механизмы правительство откорректирует. Бюрократических процедур станет меньше, но ограничения торговых надбавок сохранятся.
Пользуясь случаем и столь представительным составом, Александр Лукашенко за три часа успел обсудить все злободневные темы. Что же до ценообразования, то большое видится на расстоянии, и года мало, чтобы делать далеко идущие выводы, но достаточно, чтобы понять, что за этот болезненный вопрос стоило взяться. Да, на новогодний стол придется потратиться. Но в этом и суть социальной справедливости по-белорусски: у кого есть свободные деньги, покупает итальянский пармезан, а у кого их меньше – покупает белорусский, которому в нашей стране официально присвоен статус социально значимого товара.