Западный обход: сносят дома на улице Поплавского в Бресте

388 просмотров 0 комментариев

Сегодня в микрорайоне Речица кипит работа сразу на двух фронтах.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
На железнодорожном кольце возводится каркас будущего моста, а на улице Поплавского идёт процесс демонтажа жилых домов.

Снос начался

В прошлый понедельник на Поплавского было много строительной техники и специальных машин – начался демонтаж домов по нечётной стороне улицы. Один дом был уже разобран, другой ожидал своей участи. Этим же утром в горисполкоме обсуждали ход переселения граждан с этой улицы на Высоковскую. После окончания планёрки заместитель председателя горисполкома Николай Якубовский ответил на вопросы журналистов о том, как идёт демонтаж.

«Город сделал максимум из того, что положено по законодательству. Такое переселение – беспрецедентный случай, потому что, по-хорошему, можно было тем, кто живут в блокированных домах, попадающих под застройку, где один дом на две или четыре квартиры, дать квартиру в многоквартирном жилом доме. Мы же всем, кто жил на земле, будь то блокированной дом или индивидуальный, дали по максимуму земли и построили красивый хороший дом».

Как пояснил Якубовский, на улице Высоковской построили десять блокированных двухквартирных домов и пять одноквартирных. Хозпостройки для тех, кто жил в индивидуальных домах, они были в техпаспорте. А вот в блокированных жилых домах хозпостройки не предусмотрены законодательством, живёте вы на первом или девятом этаже.

Кстати, не все жители бывшей нечётной стороны Поплавского выбрали жизнь в новом доме. Несколько семей предпочли компенсацию квартирами в ЮВМР-4 и на Героев Обороны.
О том, какие конкретно ведутся работы на Поплавского, зампред горисполкома рассказал так: «В субботу уже отключили от сетей один дом и один снесли. Вещи перевозят каждый день, мы даем машину и грузчиков. Организовали все службы – Водоканал, электросети, газовщиков, Белтелеком, чтобы они сняли все показания со счетчиков и перенесли их на новые квартиры с целью облегчить работу переселенцам».

Итак, нечётная часть улицы уходит в историю, но чётная остаётся в географии.А что будет с домами под снос? Их разберут быстро, чтобы не было искушения у любопытствующих там лазить. А то, что пригодно для последующих ремонтов, по акту передадут ЖРЭУ.

Уже с двух сторон к этой улице подступили участки, где возводят опоры будущего моста. Вот такая картина.

Конура для Фили

В этот же пасмурный понедельник под серым небом на улице Высоковской самым ярким пятном были разноцветные дома. Раскраска получилась весёлая. Конечно, не хватает рощи, отделяющей ряд домов от железной дороги, но когда-нибудь она вырастет, появится там и дорожка для прогулок. Перед некоторыми домами на газонах были лужи – всё лето здесь изрядно поработала строительная техника, земля уплотнилась. Со временем трава и здесь сделает своё дело…

Из-за одного дома раздавался собачий лай. А на углу стояла конура, явно со старого места жительства, чтобы облегчить привыкание к новому месту жительства лохматому переселенцу. Его зовут Филя, он весело скакал, закидывая лапы хозяину на грудь. «Жизнь удалась», – сообщал он заливистым лаем.

Если с настоящим улицы Высоковской уже ясно, то пару слов стоит сказать о её будущем. Вот что сообщил Николай Якубовский: «В перспективе возможно продление улицы и строительство ещё двух домов, в которых будут жить семьи с приёмными детьми, как на Васнецова». Что касается транспортных путей, то сейчас через этот район проходит 31-й автобус и 15-я маршрутка. После продления улицы на 150 метров будет возможен заход маршрутки на эту улицу.

Заметим, не все переселенцы довольны происходящим. Когда мы были на Поплавского, один из жителей высказал такую претензию журналистам: «Вы везде показываете, что всем всё нравится. А мне – нет. Это у соседей старый дом был, они и довольны. А я и кирпичом обложил, сделал хозяйственные пристройки, баньку… У меня в доме встроенные шкафы были, а теперь придётся всё переделывать. Говорят, машину выделяют. Так я своей перевожу, вместо того чтобы работать». Действительно, возле дома стояла маршрутка с прицепом. Чтобы не говорили, что газеты приукрашивают, сообщаем: не все довольны.

И правда, в настроении переселенцев есть и чувство недовольства, и конкретные материальные соображения. По рассказу одного старожила, эта улица строилась ещё в 30-е годы, для работников железной дороги. С тех пор некоторые обложили кирпичом, а некоторые напоминают довоенный дизайн. То есть степень трудового вклада в ремонты и совершенствование домиков разная. Но то, чем государство может компенсировать переселение, жёстко ограничено законодательством.

Время не ждёт

Вопрос переселения жителей, попавших под линию строительства Западного обхода, порой заслоняет саму острую необходимость его строительства. На слуху, что он облегчит проезд по городу, устранит пробки на железнодорожных переездах. Аргументы серьёзные, но явно недостаточные, чтобы государство выделяло огромные деньги на его строительство.

Стоит присмотреться к другим необходимостям. Некогда снизившийся объём железнодорожных перевозок через Брест снова стал расти. Уже в этом году количество железнодорожных контейнеров, проследовавших из Китая в Европу, увеличилось в два раза по сравнению с 2016-м. С широкой колеи на узкую в этом году перегружено сто тысяч железнодорожных контейнеров нового Шёлкового пути. Ожидается, что в перспективе объёмы перевалки грузов вырастут в несколько раз. В планах китайских компаний и наших железнодорожников в 2020 году увеличить их число до 500 тысяч. На перевозке и обработке этих грузов Беларусь зарабатывает конкретные деньги, и ностальгия по старым домикам должна уступить место государственным интересам.

Есть ещё один аспект, который не на слуху. Западный обход имеет серьёзное оборонное значение. Хоть военную историю XX века вспомните, можно в какую-нибудь компьютерную игру сыграть. Сейчас много игр, в которых виртуальные державы воюют друг с другом. Что нужно государству, чтобы жить в безопасности? Твёрдая граница. А что её обеспечивает, вместе с прочим? Рокадные дороги, по которым вдоль границы можно перебрасывать силы и средства. Взгляните на карту Бреста глазом опытного игрока в «танчики»: именно рокадной дороги Бресту не хватало с 1941 года. Конечно, сейчас мы окружены дружелюбными соседями и войны нам не грозят. Но вероятны много других напастей – от стихийных бедствий до техногенных катастроф. На то оно и государство, чтобы предвидеть всё и обеспечивать безопасность своих граждан.

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Пятница , 15 Декабря , 2017   18 : 59

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос