З-з-заикание из-з-злечим-мо. Сегодня Международный день заикающихся людей

175 просмотров 0 комментариев

Брестский врач об эффективности борьбы с недугом.

Заикание — это нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. У взрослых людей подобное нарушение появляется достаточно редко. Как правило, оно идёт с детства.

Из-за чего у детей развивается этот недуг и как с ним жить, рассказала дефектолог Брестской городской детской поликлиники №1 Елена Борисовец.


— Елена Алексеевна, с какими дефектами речи приходится работать чаще всего?

— Чаще всего встречается дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определённых звуков. Много пациентов с задержкой речевого развития, когда нарушены сроки появления речи, а также с дизартрией, вызванной органическим поражением нервной системы. Нередки случаи, когда дети страдают заиканием.


— Расскажите подробнее о заикании. Каковы его причины?

— В большинстве случаев заикание у детей возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда начинается активное развитие речи. В этот период речь неустойчива, ранима, подвержена срывам. Иногда ребёнок начинает заикаться после испуга, болезни, в результате физической травмы, к примеру, ушиба головы. Заикание может возникнуть из-за речевой перегрузки, длительного общения с заикающимися родственниками или детьми в детском саду. Внутриутробные или родовые травмы, переутомление или истощение нервной системы, физическая ослабленность ребёнка… Возможных причин достаточно много.


— Есть ли предрасположенность к заболеванию? Кто в группе риска?

— Можно выделить несколько групп с фактором риска по заиканию. Первая — это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения её настроения. Для них привычны такие реакции, как нарушения сна, аппетита. Вторая — это дети с ранним речевым развитием. Как правило, первые слова у них появляются до года. К двум годам они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. Вместе с этим в речи могут проявиться множественные нарушения. Третья группа — это дети с задержкой речевого развития. Первые слова они произносят ближе к полутора годам. Фразовая речь формируется после трёх. Зачастую их слова невнятные, речь с существенными нарушениями. К четвёртой группе относят детей с генетическими факторами риска: с признаками левшества, и тех, у кого кто-то из родственников тоже страдает заиканием. Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием, тоже подвержены заиканию.


— Есть ли способы борьбы с недугом?

— Оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом устраняют заикание. Медикаментозное лечение, лечебные процедуры, физкультура, ритмика — нужно выполнять всё, что ребёнку рекомендует врач. Очень важно изменить отношение к самому дефекту, ведь дети с заиканием часто подвержены критике со стороны сверстников. Они чувствуют себя неуверенно, замыкаются в своём мире. В таком случае за помощью необходимо обратиться к психотерапевту.

Устранить или ослабить судороги, появляющиеся при заикании, а также сопутствующие расстройства голоса, дыхания можно с помощью специальных упражнений, игры, логопедических занятий, логопедической ритмики и труда.


— Можно ли навсегда избавиться от этого нарушения речи?

— Заикание у детей замечательно корректируется, если оно выявлено в раннем возрасте. Поэтому при появлении каких-либо первых нарушений в речи родители должны как можно скорее обратиться к врачу. Чем старше ребёнок, тем сложнее преодолеть заикание. Вообще излечиться от него можно полностью, но это требует квалифицированной помощи специалиста и терпения со стороны пациента и его родителей.

Факт
Любопытный случай произошел с американским актёром Брюсом Уиллисом: заикание у него развилось в старших классах, после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно это подстегнуло его к усиленным занятиям в театральном кружке, что определило в дальнейшем выбор профессии.
Также от заикания страдали, но победили свой недуг известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен Нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие. 


— А если заикание начинает прогрессировать? Как помочь ребёнку?

— Важно создать специальные речевые условия. На 5-10 дней постараться организовать режим «относительного молчания», что позволит не закрепиться патологическому рефлексу. Всем членам семьи необходимо перейти на замедленный темп речи: говорить тихо, спокойно и очень медленно, но не по слогам.

Стараться при общении с ребёнком в этот период задавать вопросы закрытого типа, чтоб он мог ответить односложно: да или нет. Выполняйте с ним 5-10 минут в день дыхательные упражнения: надувайте нетугие воздушные шары или мыльные пузыри, дуйте в дудочку и губную гармошку. Не помешает пение: петь мелодии лучше всего гласными звуками. Нельзя произносить сложные речевые конструкции. Нужно говорить простым и понятным языком.

Недопустимы передразнивания и насмешки. Родителям следует избегать ситуаций, усиливающих эмоциональное и тревожное состояние детей. Желательно создать благоприятную психологическую обстановку, оградить ребёнка от семейных конфликтов и психотравмирующих ситуаций.


— В Вашей практике были подобные случаи?

— Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школе у них могут наблюдаться рецидивы заикания. Мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями. Несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остаётся низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. При усилении эмоциональной, психической и физической нагрузки заикание возвращается. Чтобы его предупредить, таких детей необходимо особым образом готовить к школе.


— Что можете посоветовать в целях профилактики заикания?

— Прежде всего, соблюдать режимные моменты, соответствующие возрасту ребёнка. Избегать соматических и психических перегрузок, создавать благоприятный эмоциональный климат в семье. Дети должны жить без страхов: малыша не надо запугивать, смотреть вместе фильмы устрашающего содержания.

Правильное речевое поведение взрослых тоже играет важную роль. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать произношение звуков. Речь взрослого не должна быть перегружена труднопроизносимыми словами. Ещё одно важное правило — ребёнка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его, торопить с ответом.

Мария КАЗАНЦЕВА

Фото автора

Пятница , 27 Ноября , 2020   03 : 39
Лента новостей

Опрос