В Вычулках и на Берёзовке асфальтируют дороги (+фото)

406 просмотров 0 комментариев

Если считать километрами, то в Бресте до сих пор больше двухсот километров дорог, которые ждут асфальта. У каких-то гравийное покрытие, у других – никакого. То, что было естественным десять, двадцать, тридцать лет назад, уже не устраивает людей.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
Последние недели асфальтирование проходило на 2-й Белорусской, «БВ» об этом писал. Затем рабочая техника переместилась на Вычулки и Берёзовку. Проедемся следом и узнаем, что говорят люди.

На Есенина пыли нет

Сначала наш путь был на улицу Есенина, что на Вычулках. Место живописное – озеро, много зелени, с берега клубится лёгкий дым: женщина из местных жжёт листву. Захотелось узнать, как было с дорогами во времена поэта. Гугл услужливо выдал:

Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Мрачновато, сейчас почище будет. А вот его коллега по перу Валерий Брюсов писал:

Большой дорогой, шоссе открытым,
Широкой шиной вздымая пыль,
Легко несется автомобиль.

Интересная деталь: за автомобилем на шоссе пыль – стало быть, грунтовая дорога. В те времена это было в порядке вещей. Сейчас бы Сергей Есенин порадовался: улица его имени заасфальтирована, последний участок от дома № 22 и до перекрёстка ровный, в чём пассажиры автобусов 6 и 32 убеждаются каждый день.

Но тротуара пока нет. Думая, как его проложить, я обратил внимание на участок одного из домов, где забор выходит почти к проезжей части, да и улица хорошо засажена деревьями, спелая вишня так и манит. Чтобы достраивать тротуар, надо решать вопрос с хозяевами. Интересно, что выберут они: тротуар или кусок зелени?

Из одного двора вышел хозяин, представился Михаилом Александровичем: «Дорогу хорошо заасфальтировали, – похвалил он и добавил: – Ещё бы подсыпку гравием сделать по обочине». Чтобы дождевая вода с дороги к нему во двор не затекала, у него сделано возвышение типа «лежачего полицейского».
Возле забора у хозяина тоже вишня, он даже предложил, если есть желание, нарвать, даже, мол, лестницу даст. Поблагодарив, мы едем на соседнюю улицу, которая так и называется – Вулька.

Дорога под уклон

Здесь наш визит тоже не остался незамеченным. Заасфальтирована часть улицы, покрытие кончается возле дома, из которого выходит хозяин Вадим: «Куда будет стекать дождевая вода? – ставит он вопрос ребром. Действительно, улица идёт слегка под уклон, водосток идёт по грунтовому желобу, насколько это надёжно – вопрос. Из канавки торчат два стальных штыря, которые вызывают недоумение.

Дальше по улице молельный дом. Издавна туда на службы съезжается до ста машин – это прутья местные забили давным-давно, чтобы машины не ставили впритык к заборам. Я их спилю или в землю вобью».

Похвально, что человек чувствует себя хозяином на своей улице. Дальнейший осмотр местности показал, что ближе к молельному дому есть ливнёвка, по словам местных жителей, на неё когда-то сбрасывались верующие, потому что улица в низине, и дождевая вода оставалась на ней лужами.
Выходит женщина по имени Зинаида, она спрашивает, нельзя ли здесь установить «лежачего полицейского»: в определённые дни сюда съезжается много машин. Заметим, это самый типичный вопрос на улицах, где отремонтировали покрытие. Сначала жители просят асфальт, потом – ограничить движение. Что думают по этому поводу водители, остаётся догадываться.

У каждой улицы свой рельеф

Следующий визит – на улицу Гагарина. Попали туда через Берёзовскую, встречным курсом проехал микроавтобус, оставляя густой шлейф дыма. Красиво, Есенину и Брюсову это понравилось бы, а каково местным жителям – остаётся только представить.

На Гагарина вдали работает экскаватор, останавливаемся возле людей на обочине – они что-то эмоционально обсуждают, как раз дорожная тема. «Куда будет стекать дождевая вода?» – задаёт уже знакомый вопрос хозяин дома, представившийся Андреем Васильевичем. Тут же на местности на примере своего двора он показывает, что дорожное полотно выше, поэтому вода будет стекать к нему. Если присмотреться, то вся улица колеблется вверх-вниз. Вроде и незначительно, но вода уклон всегда найдёт. Доводилось как-то проходить по этой улице в пасмурную осеннюю погоду – в низинах лужи были.
Едем дальше: бульдозер закапывает траншею, на дне которой труба. Это ДЭП прокладывает сток для дождевой воды. Поперёк улицы под землёй проходит магистраль, в неё и врезают новую трубу.

Из-за забора по другую сторону дороги выглядывает молодой парень, рядом с ним женщина с ребёнком. «Хорошо, что уложат асфальт, а то пыль летом достала. Но у нас на улице до сих пор не проложена канализация».

Эта деталь вводит в задумчивость, потому что в голове уже созрело простое решение: сделать вдоль асфальта бордюр и дорожку, которые не будут пускать воду с дорожного полотна. Но как это прокладывать, если нет канализации? Тупик какой-то. Может, и асфальт не прокладывать, пока все не оплатят проведение канализации?

Город и деревня

В районе хватает очень старых домиков, когда-то это была деревня. Вспомнилась сцена из «Золотого телёнка», когда машина «Антилопа Гну» колесила по пыли улиц провинциального городка. Фильм снимали в 1967 году, тогда и эти улочки под Брестом годились бы для съёмок.

То, что когда-то казалось естественным, сейчас не устраивает. Стандарты жизни изменились. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы все бывшие деревенские улицы обзавелись асфальтом, пешеходными дорожками и коммуникациями под ними. Осталось определиться, кто же заплатит за этот праздник жизни. В голове крутится известная фраза одного остроумного писателя: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Попытался поставить себя на место жителя этой улицы, у которого бы спросили: «Сейчас асфальт проложим или с дорожками и ливнёвками, но не всю улицу сразу?» Если бы я жил в самом начале улицы, то сказал бы: «Давайте сразу в полном объёме, велодорожку и газон не забудьте». А если бы жил в конце, то: «Сколько ещё пыль глотать, давайте асфальт». Если бы у меня не было машины, предложил бы, чтобы уровень дороги был ниже уровня дворов и чтобы «лежачих полицейских» побольше. А была бы машина – назвал бы такую идею безумием и вредительством. Вскользь заметим, что дорожников эта ситуация, когда асфальтирование дорог ведёт к появлению жалоб уже другого рода, заставляет нервничать.
Надо полагать, борьба хорошего с лучшим никогда не кончится…

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Понедельник , 19 Ноября , 2018   19 : 58

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос