В Татьянин день: интервью с директором СШ №23 Бреста Татьяной Колоцей

1041 просмотр 0 комментариев

Татьянин день отмечают 25 января. Представительницы прекрасной половины человечества, названные этим именем, которое в переводе с древнегреческого означает «устроительница», отличаются рассудительностью, силой воли и безграничными возможностями.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
Накануне этого праздника мы побеседовали с директором средней школы №23 Бреста Татьяной Колоцей. Коллеги считают её активной и доброжелательной, строгой, но справедливой, исполнительной и уверенной в себе.

– Татьяна Николаевна, с чего начинался Ваш профессиональный путь?

– Я решила, что буду учителем ещё в начальных классах. И это благодаря моей первой учительнице – Любови Константиновне Егоровой, за которой я пристально наблюдала во время уроков. Она красиво писала на доске, выразительно читала, внимательно нас слушала. Мне очень хотелось стать на неё похожей.

За годы учёбы предпочтения не изменились. В четвёртой школе, где я училась, все знали, куда я планирую поступать, – конечно же, в пединститут имени Пушкина. Вспоминаю, как Любовь Константиновна отговаривала от факультета начальных классов, объясняя это тем, что у учителя начальных классов не будет профессионального роста. Педагог советовала пробовать филфак, так как я неплохо знала язык, литературу и историю. Помню, на тот момент совсем не понимала, о чём она говорит, отвечая, что это не важно, так как хочется быть просто учителем.

Профессия педагога тогда была востребованной, поэтому после окончания вуза найти работу было несложно. Моя трудовая деятельность началась в средней школе №23. Позже здесь мне предложили должность заместителя директора по начальным классам, а с 1999-го я стала её директором.

– Не жалеете, что выбрали эту профессию?

– Нисколько. Наоборот, я счастлива. Родители всегда мной гордились. К тому же я не одна такая: моя двоюродная сестра, племянница, дочь – все педагоги. Мы с особым трепетом ждём свой профессиональный праздник – это же ещё один повод собраться всем вместе и поговорить, тем более что есть о чём.
Я всегда говорю, что у меня две семьи – дом и школа, где я счастлива в одинаковой мере. Здесь меня всегда понимают, поддерживают и дают дельный совет.

– Расскажите немного о школе.

– Сегодня в двадцать третьей трудится 101 педагог, из них только десять мужчин. Лет пятнадцать назад их было около тридцати. Учащихся больше 1100 человек, бывали времена, когда насчитывалось и 1680. В школе, конечно, непросто работать, хотя нюансов хватает везде. Сейчас в каждом начальном классе около тридцати мальчиков и девочек – представьте нагрузку на преподавателя! К тому же к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. В мои времена было более чем по сорок детей, и помимо уроков у нас были экскурсии, прогулки.

В прошлом году наша школа отметила 35-летие. По этому поводу на День учителя организовали небольшой праздник и пригласили ветеранов педагогического труда. Мы с радостью вспоминали наших выпускников. Здорово, что одни вернулись в родные стены в качестве педагогов, а другие приводят сюда уже своих детей. Приятно, что именно в 23-й прошли школьные годы зампредседателя Брестского горисполкома Николая Якубовского, начальника городского УМЧС Виталия Кулинича, директора межрайонной торговой базы Сергея Пашкевича, директора ДК профсоюзов Андрея Котова…

Учреждение образования отличается сильной начальной базой, многолетним сотрудничеством с Брестским колледжем связи, где наши старшеклассники параллельно с учёбой могут получить специальность. Нас радуют успехи и победы как педагогов, так и учащихся. Например, в прошлом году у медалиста Виталия Дячука был стобалльный результат на централизованном тестировании по белорусскому языку, и в этом немалая заслуга учителя Натальи Корнейчук. Её же ученица Валерия Марушко, которая после девятого класса продолжила учёбу в лицее, тоже сдала ЦТ по белорусскому на сто баллов.

– Вы руководите большим коллективом педагогов, ведёте уроки, встречаетесь с родителями. Как удаётся всё успевать?

– Мне почему-то сразу вспомнились слова из песни Булата Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство…» Наверное, когда человек – неважно, какой профессии, – этим руководствуется, то у него всё получается, он везде успевает.

Сегодня многое зависит и от нашего образа жизни. Я где-то прочитала, что есть люди, которые не знают заповедей Божьих, но живут, соблюдая их. Наверное, это то, к чему надо стремиться каждому. Поэтому мы, педагоги, должны прежде всего уважать каждого ребёнка, не унижать, видеть в нём личность. Важно найти общий язык и точки соприкосновения с родителями. Посещая родительские собрания, я всегда говорю, что у нас общая цель: вырастить и воспитать достойного человека.

– Говорят, что нынешнее поколение детей трудное. Что Вы думаете по этому поводу?

– Не соглашусь с этим. Если сравнивать поколения, то дети, конечно, отличаются. В наших сердцах было много места отведено патриотизму. Мальчишки мечтали служить в армии или учиться в военном училище. Мы понимали, что значит Родина. Нынешней молодёжи этого немного не хватает, но это не значит, что она плохая. Просто время изменилось. Дети стали более открытыми и раскрепощёнными. К тому же они быстро осваивают любую технику, что порой нелегко даётся взрослым. К примеру, когда у нас начали появляться интерактивные доски, многие учащиеся сразу без проблем смогли сориентироваться, как с ними работать.

Я всегда считала, что дети ни в чём не виноваты. Если ребёнок воспитывается в семье, где есть грубость и хамство, то чего от него можно ожидать в школе, в обществе? И дело тут не в поколении, а в каждой семье, атмосфера в которой – пример для ребёнка.

– Вы сделали немало для того, чтобы школа стала современной. Какие сейчас первоочередные задачи?

– Материальную базу стараемся постоянно совершенствовать. И за это огромное спасибо родителям, которые откликаются на наши просьбы и предложения.
Школа развивается. У нас три современных компьютерных класса, три класса с интерактивной доской, шесть мультимедийных проекторов. Практически в каждом кабинете ЖК-телевизор с выходом в Интернет.

Мне, как руководителю, нравится, когда коллеги неравнодушно относятся к своему делу, совершенствуют мастерство, им всегда хочется идти навстречу. Поэтому мы и дальше будем стараться шагать в ногу со временем, улучшать рабочие условия как для учеников, так и для учителей.

– Можете вспомнить самый большой успех за время работы?

– Это подбор кадров. Как известно, любой успех зависит только от людей, а они у нас замечательные, начиная с тех, кто ведёт в школе уроки, и заканчивая теми, кто убирает дворовую территорию.

Я уверена, мы – команда единомышленников. Мои заместители понимают меня по взгляду и без слов. Одни из них имеют большой жизненный опыт и мудрость, а другие – молодость и современный взгляд на мир. Именно такое сочетание помогает нам двигаться твёрдыми шагами в одном направлении.

– Приходилось ли Вам принимать трудные решения?

– Мне вспомнилась жуткая история. Однажды наш десятиклассник что-то где-то украл. Во время уроков за ним приехали милиционеры. Было так неприятно и больно наблюдать всё это, особенно когда его забирали. Я, наверное, никогда не забуду тот взгляд, в котором читалось: «Помоги!» Но, к сожалению, я ничего не могла сделать. Потом в школе с ним не раз беседовали на эту тему, и не зря. Теперь он порядочный семьянин и отец, приводит к нам уже своего ребёнка.

– А приятных моментов было много?

– Конечно. Помню, однажды в десятом классе на второй год мы оставили восемь мальчишек, один другого краше. У молодых учителей не всегда получалось провести в их классе урок. После этого мы за них взялись как следует. Они окончили школу и спустя несколько лет, накануне Дня учителя, все вместе пришли поздравить нас с наступающим праздником, принесли в учительскую торты, конфеты. Один из них тогда руководил фирмой, которая занималась установкой жалюзи. Вскоре на окнах в коридоре напротив актового зала появился ещё один подарок от нашего ученика. В тот день из их уст не было ни слова о какой-либо обиде, наоборот, они вспоминали о прошедшем с сожалением.

– Что может сделать Ваш рабочий день действительно хорошим?

– Когда в школе царит спокойствие и гармония. Всегда радуют успехи детей и учителей. Когда при входе в школу меня с улыбкой встречают дежурный учитель и администратор.

Я обожаю общаться с маленькими! От них заряжаешься положительными эмоциями на весь день. Они такие искренние и непосредственные, сразу говорят, о чём думают. Как-то раз я услышала от маленькой школьницы: «Здравствуйте, директор!» А один первоклассник вообще сказал: «Я слышал, как Вы выступали на линейке. Вы, значит, директор? Этого не может быть! Разве директором может быть тётя?»

– Много ли Вы принимаете поздравлений 25 января?

– Достаточно. Дома поздравляют в первую очередь. Потом прихожу в школу, и начинается... Кстати, в нашем коллективе есть ещё три Татьяны Николаевны: педагог-организатор, учитель математики и преподаватель физической культуры и спорта.

– Что Вы больше всего цените в людях?

– Порядочность, трудолюбие и профессионализм. Бывает, приходит молодой специалист, который с отличием окончил вуз, а научить детей не может, иногда даже дисциплину на уроке ему сложно наладить. Мне непонятно, почему так происходит. Может, профессия выбрана неправильно или не хватает твёрдости характера, стремления работать… Всё-таки недаром говорят: учителем надо родиться. А мне хочется ещё добавить, что хорошим педагогом можно стать, но только благодаря трудолюбию, желанию и уверенности в себе.

Ольга КОВАЛЬСКАЯ
Среда , 12 Декабря , 2018   04 : 56

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос