Центр для детей с аутизмом создадут в Бресте (обновлено)

369 просмотров 0 комментариев

В последние годы проблема помощи детям с аутизмом актуальна для нашей страны: отмечается постоянный рост числа ребят с таким диагнозом.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК

По данным Министерства образования, в 2007 году в банке данных насчитывалось 185 детей с аутизмом, в 2013-м их количество выросло до 513-ти, в 2014-м — до 639-ти, а в 2016-м их было уже больше тысячи. Специалисты выделяют ещё и детей с расстройствами аутистического спектра. Понятие объединяет ряд сходных состояний, в которых ведущим нарушением считается аутизм. Работа с такими девочками и мальчиками требует тщательной подготовки педагогов, специальных методик и соответствующей организации жизненного и образовательного пространства.

 

Улучшая качество

            В зале заседаний администрации Ленинского района состоялось подписание партнёрского соглашения между управлением по образованию администрации Ленинского района Бреста и Ассоциацией помощи детям и молодёжи с диагнозом «аутизм» и детям с сопутствующими нарушениями «Общий мир» польской Бяла-Подляски. Основная цель проекта — улучшить качество жизни и предотвратить социальную изоляцию растущих людей с расстройствами аутистического спектра. Каким образом? Создавая необходимые условия оказания коррекционно-педагогической помощи, расширения доступа к инфраструктуре и социальным услугам таким детям.

Ключевым моментом белорусско-польской встречи было обсуждение вопроса о создании в Бресте Ресурсного центра комплексной помощи детям с РАС и детям со схожими нарушениями на базе вспомогательной школы, где будут собраны новейшие технологии в сфере коррекционно-педагогической помощи, оборудование, специалисты, сертифицированные для работы на таком оборудовании. В Центре будут также оказывать информационную помощь родителям и методическую помощь педагогам.

 

Плодотворное сотрудничество

Обычно во вспомогательную школу Бреста попадают ребята с ярко выраженными проявлениями аутизма, с нарушениями интеллектуального развития. Как рассказала директор Людмила Денисевич, здесь для них создаются щадящие условия, структурируется пространство, но используются традиционные методики обучения, отсутствует специальное оборудование — не все педагоги подготовлены к работе с такими воспитанниками. 

Зачастую некоторые учащиеся весь период обучения проводят на дому, что лишает их возможности овладевать навыками социального взаимодействия и коммуникации. «Вспомогательная школа сразу же откликнулась на предложение польских коллег детально разработать вопрос помощи детям с расстройствами аутистического спектра, ведь их количество с каждым годом увеличивается. К сожалению, наш коллектив не совсем готов к тому, чтобы их обучать. 

После того как польские коллеги предложили поучаствовать в совместном трансграничном проекте, мы посетили центр помощи детям с аутизмом в Бяла-Подляске, посмотрели, как там работают специалисты, какие методики используют. Вот уже два года длится наше сотрудничество, думаю, оно даст свои результаты», — говорит Людмила Григорьевна.

 Интеграция знаний

В областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по Брестскому региону зарегистрировано 219 детей с аутизмом. Они свободно находятся в социуме, живут в семье. Коррекционно-педагогическую помощь девочки и мальчики получают по месту учёбы, и в основном она направлена на развитие речи и познавательной деятельности. Конечно, этого недостаточно. Учитывая, что у ассоциации Wspolny Swiat из Бяла-Подляски большой опыт в работе с детьми с такими нарушениями, его используют в рамках совместного проекта. На польской стороне планируется стажировка педагогов вспомогательной школы. Создание Ресурсного центра укрепит социальные связи между странами и поможет интегрировать знания, научные разработки и методический опыт в области обучения детей с РАС двух стран.

«В Ресурсный центр вспомогательной школы смогут обращаться дети не только нашего учреждения, но и из других учреждений образования города и области. Здесь будут проходить коррекционные занятия для детей, обучение специалистов, имеющих опыт работы с такими детьми. Планируем проводить в центре совместные занятия с родителями, потому что помощь ребёнку с таким диагнозом требует комплексного и системного подхода. Сегодня мы активно работаем над определением образовательного маршрута. Спектр услуг будет достаточно широким. Ведь мы заявляем себя как учреждение, которое будет оказывать коррекционно-педагогическую помощь», — подытожила Людмила Денисевич.

 

Высокая оценка

     Пройдя сложный отбор, проект «Развитие трансграничного сотрудничества в оказании помощи людям с аутизмом на польско-белорусском приграничье» стал одним из 17 проектов, которые получили финансирование Европейского союза.

«К сегодняшнему дню мы шли достаточно долго. Наша работа началась в 2015 году, когда мы вместе с преподавателями вспомогательной школы выехали в Польшу и на протяжении недели изучали опыт работы с детьми, которым поставили диагноз «аутизм». В 2016 году мы приняли участие в первом конкурсном наборе проектов в рамках Программы «Польша –Беларусь – Украина» на 2014–2020 годы. Здесь было представлено около тысячи работ. В номинации, в которой мы участвовали, было заявлено 247 проектов, — рассказывает начальник управления по образованию администрации Ленинского района Татьяна Савич. — В итоге мы прошли первый отборочный этап, прошли во второй, где осталось 17 работ, мы заняли шестое место. Нашу работу высоко оценили по наличию баллов, наборности, актуальности и проблематике».

В результате в середине сентября подписан грантовый контракт на два миллиона евро. Ведущим бенефициаром в этом проекте выступила польская сторона, управление по образованию администрации Ленинского района — бенефициар номер один. После подписания партнёрских соглашений пройдёт процедура одобрения в Министерстве экономики Беларуси. «Затем начинается самая сложная работа — создание центра. Реконструируют здание на улице Куйбышева, 72, закупят оборудование. Брестские педагоги пройдут обучение. Проект, рассчитанный на 24 месяца, завершится в 2020 году. Подобных центров, где бы оказывали педагогическую помощь детям с аутизмом, сложным нарушениями, с особенностями в развитии, в нашей стране нет. Будем надеяться, наш опыт будут полезен не только Бресту, но и республике в целом», — отметила Татьяна Савич.

 Прочная основа

      Сегодня уже начали разрабатывать проектно-сметную документацию. В следующем году начнутся строительные работы, закупка оборудования и обучение специалистов. Ресурсный центр не планируют делать отдельным юрлицом, расширять штат, он будет позиционироваться как филиал вспомогательной школы. Сейчас прорабатывают вопрос о создании в центре гостиничного номера на два-три места, чтобы родители, которые приезжают из области, могли на безвозмездной основе остановиться здесь и пройти определённые процедуры.

     По словам Татьяны Алексеевны, создание Ресурсного центра укрепит социальные связи между странами и поможет обменяться новыми идеями, объединить знания, научные исследования и методологический опыт в области образования детей и молодёжи с РАС обеих стран. Проект станет фундаментом развития приграничного сотрудничества. Кроме того, созданная инфраструктура будет прочной основой обмена опытом через границу.

 

Елена СИНЯВСКАЯ



Среда , 16 Января , 2019   13 : 27

Лента новостей


Опрос