Люди жалуются, что в Бресте не соблюдают правила похоронной этики

523 просмотра 0 комментариев

На этой неделе в социальных сетях промелькнули две истории от брестчан, в которых главным героем был ритуальный агент. Обе вызвали эмоциональную реакцию. Но проблема выходит далеко за пределы похоронной деятельности.

В одной из историй ритуальный агент громко разговаривал со специалистом, мешая посетителю изучать документ. Другая история звучала так: «Едет внук в маршрутке проведать бабушку, которую привезли из деревни и положили в областную больницу. А ему на мобильный звонок от ритуального агента с предложением услуг. Внук даже ещё не в курсе был, что бабушка умерла. А эти стервятники уже звонят...».

Неприятный момент

Если в первом случае мы наблюдаем просто элемент невоспитанности, можно предположить, что агенту ритуальной фирмы частенько приходится бывать соответствующих учреждениях, и он привык чувствовать себя как дома. Во втором случае история более неприятная. К сожалению, расспросы по цепочке в поисках первоисточника результатов не дали. Кто-то кому-то пересказал… Не удалось даже установить, в Бресте это было или нет. Но в апреле этого года в интервью с директором брестского «Спецпредприятия» Алексей Шевердин касался этой темы.

«…Более неприятный момент – это недобросовестная конкуренция, я бы сказал, нарушение правил похоронной этики, в частности, конфиденциальности.

– Поясните, как это проявляется?

– При оказании услуг в области похоронного дела нужно соблюдать морально-этические принципы: сочувствие, вежливость, сдержанность, конфиденциальность... Конфиденциальность заключается в соблюдении оказывающими похоронные услуги правового режима информации в соответствии с законодательством. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно и не зависит от продолжения или прекращения отношений с заказчиком. Часто случается так, что вслед за звонком с известием о смерти близкого человека родственникам тут же поступает звонок от индивидуального предпринимателя или представителя фирмы. То есть они уже в курсе случившегося и навязывают свои услуги. Возможно, есть осведомители. Такое ведение дел откровенно не этично».

Два вопроса

В Беларуси действуют Правила профессиональной этики в области похоронного дела, утвержденные постановлением Министерства ЖКХ.

Кто первый узнаёт о смерти человека? Как правило, близкие люди или медики. В первом случае всё в руках близких, они и инициируют начало ритуальных процедур. К сожалению, избыточная конкуренция порождает то, что с сарказмом было описано в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова. Описанные случаи, были ли они в реальности или пересказ неясных историй, порождают два вопроса. Первый – о том, что этика похоронной деятельности существует и ею нужно руководствоваться работникам предприятий любой формы собственности.
И второе – разумная конкуренция. С точки зрения либеральных теорий, государство не должно вмешиваться в бизнес, указывать, кому и чем заниматься. С другой стороны, избыточная конкуренция толкает на неправовые формы соперничества и излишнее расходование материальных ресурсов.

Лазейки ради выживания

Поясним на примере киосков, где торгуют сигаретами, каких много в Бресте. Каждый из них требует определенных затрат на товар, зарплату и налоги. Представьте себе, что на какой-то остановке работает один такой киоск. Получает свою прибыль, с неё платит налоги и зарплату. А теперь рядом появляется другой. Но стало ли больше прохожих, которые являются вероятными покупателями? Очевидно, что нет. А теперь представьте себе появление там третьего киоска. Что делать ради выживания? Ситуация может сложиться так, что выгоднее будет или зарплату урезать или часть оборота пустить «мимо кассы», чтобы сэкономить на налогах.

А теперь представьте себе ситуацию с аптеками. То, что их много – это замечательно, есть большой выбор. Но лекарства – это очень дорогостоящий товар, для поддержания объекта на уровне рентабельности нужны на два порядка большие суммы, чем для мелкой розничной точки. И что будет, если на одной улице в одном квартале открыть три аптеки? В некоторых странах существуют законодательные ограничения, сколько должно быть метров от аптеки до аптеки, чтобы не создавать избыточной конкуренции, которая толкает на попытку найти лазейки ради экономического выживания.

Что вредит обществу?

Эта же схема срабатывает во многих других сегментах городской экономики, например, в перевозке пассажиров городским транспортом. А зайдите в продовольственный магазин, подойдите к отделу, где продают пиво или йогурты. Многие десятки наименований. У вас есть уверенность, что различия между ними настолько принципиальны, что все они нуждаются в производстве? Не является ли это переводом материальных ресурсов? Не переусердствует ли производитель с консервантами, чтобы товар не испортился, ожидая своего покупателя? Вывод из этих размышлений представляется таким: избыточная конкуренция вредит обществу, оборачиваясь нарушением этики, переводом впустую материальных ресурсов и даже угрожая здоровью. Вот так, перевернув известное расхожее выражение, «начали за упокой, а кончили – за здравие».

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Пятница , 15 Декабря , 2017   18 : 50

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос