Мозаику на БЭМЗе признали культурной ценностью

533 просмотра 0 комментариев

Мозаичное панно на фасадах корпусов Брестского электро-механического завода признали историко-культурным объектом, представляющим собой художественную достопримечательность.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
Соответствующее решение облисполком принял на областном совете по вопросам историко-культурного наследия.

Сохранить для потомков

«Вопрос о сохранности этого уникального культурного объекта стоял давно, – рассказал главный специалист управления культуры облисполкома Артем Брухан. – Уникальное монументальное произведение необходимо было взять под охрану государства, о чем и ходатайствовал горисполком».

Эта проблема была поднята еще в 2017 году. Пока шла подготовка документов, специалисты предприняли необходимые меры по сохранению объекта: было максимально уменьшено давление на панно современной рекламы и произведена защита полотен от увлажнения.

Доцент кафедры архитектуры БрГТУ Елена Дьяченская подготовила пакет документов, на основании которого Совет принял свое решение.

Творец будущего

Триптих «Земля» создавали в середине 80-х годов. Вывести на фасад завода художественное произведение было решением первого директора электромеханического Владимира Сальникова.

Первое панно – «Земля, опаленная войной» – посвящено героике Великой Отечественной. В центре композиции – воины и партизаны, главная фигура заслоняет рукой землю от коричневой чумы. Слева – защитники Брестской крепости, справа – бегущая мать с ребенком, парад Победы на Красной площади в Москве.
Второй торец – «Земля возрожденная». Центральная фигура – олицетворение солнца и мира. Слева от нее – труженики с дарами родной земли.

Третье панно посвящено науке и культуре. В центре – человек, творец будущего. Рядом – белорусские писатели, ученые, первый космонавт Беларуси Петр Климук. Панно решено в серебристо-голубом колорите с применением белого: палитра должна была вызывать ассоциацию чистоты помыслов и высоту полета мысли.

90 оттенков смальты

Один из авторов – лауреат премии Ленинского комсомола, художник-монументалист Владимир Кривоблоцкий – вспоминал, что работа над мозаикой шла долго и трудно, ведь чтобы выложить мозаику на площади 50 на 50 сантиметров, нужно было четыре-пять дней. А для подготовки цветной палитры регулярно приходилось ездить в Киев: только там по представленным узорам вручную отливали стекловидную смальту. Цветовая растяжка была очень разнообразной и насыщенной: каждый основной или дополнительный цвет имел пять−шесть тонов.

Брестский триптих – это около 90 оттенков смальты. Художники Владимир Кривоблоцкий и Юрий Богушевич выбрали технику византийской мозаики. Сегодня в стране она уже не применяется. Сюжет рождался из маленьких «пазлов», основательно вдавленных в предварительно подготовленное цементное полотно. Затем панно покрывали слоем воска, что обеспечивало устойчивость к влаге. Работать разрешалось только в теплое время года. Именно поэтому в удачные дни команда художников прибывала на место работы с рассветом, а уходила поздним вечером.

Площадь панно составила 390 квадратных метров.

Шедевр монументальности

«Нашей главной задачей, – сказал Артем Брухан, – было взять триптих под охрану. Следующим этапом станет обеспечение его сохранности с комплексной консервацией и реставрацией».

Панно давно стало достопримечательностью Бреста, поэтому вдвойне знаково, что решение о его сохранности было принято в год тысячелетия города.
«В семидесятые-восьмидесятые годы оформление мозаичным панно было достаточно популярным. К примеру, сохранилась мозаика на здании ЗАГСа. Однако триптих «Земля» стал единственным в своем роде монументальным произведением в стране по целому ряду особенностей: художественно-историческая ценность, стилистическая аутентичность, выразительное творческое исполнение, целостность визуального восприятия, технологическая уникальность, колорит и актуальность сюжета», – подчеркнул Артем Брухан.

Андрей НИКОЛЬСКИЙ
Пятница , 06 Декабря , 2019   21 : 42
Лента новостей








Опрос