Календарный лист Гершон. История деревни с 1343 года

1052 просмотра 0 комментариев

В июне 2007 года Гершоны в одночасье стали городом, а жители – брестчанами. С этого времени начался совсем иной этап жизни, но при этом сохранивший багаж своего прошлого…

Гершоны имеют богатую историю. Еёстолетними приобретениямиподелилась со мной коренная жительница, заместитель директора по воспитательной работе 21-й школы Татьяна Никонюк. Многие годы педагогический коллектив гершонской школы вместе с учащимися собирает факты и исследует былую жизнь своеймалой родины. Благодаря их стараниям мы сможем узнать о некоторых интересных событиях былой жизни их родного кусочка земли.

Из рук руки

История Гершон, по письменным источникам, начинается с 16 столетия, как деревня в БерестейскомстароствеТрокского воеводства ВКЛ. Но есть еще и более раннее упоминание, датированное 1343 годом. Это год возведения храма в Гершонах, что даёт право отнести деревню к 13 столетию. В 1566 году на этой территории проживал всего 41человек. Деревня не раз переходила из рук в руки. Так, например, с 1682 года Гершоны вместе с Прилуками принадлежали пану Хайновскому и пану Даниловичу, позже пануКулеше, а с 1754 года тремя волоками земли в Гершонах владел пан Прейс, затем Игнатий Леоновский. До 1759 года они принадлежали капитану пешей гвардии ВКЛ МариануТимону, который в этом же году передал девять волок земли помещику Яну и Ганне Лингам. В 1868 году деревня упоминается как собственность помещицы Панихвицкой. К этому времени здесь жили 123 человека, а к 1905 году население увеличилось до 253-х.

В годы польского владычества в деревне хозяйничал Конюшевский. К слову,он был из немногих, кто хорошо относился к гершонцам: «Пан владел землёй, имел свой сад, где работали местные жители. Из сада он получал какие-то винные изделия. Конюшевский слыл добрым человеком. Он всегда помогал малоимущим людям», – рассказывает Татьяна Александровна.

Конюшевский был и отличным хозяином. У него везде был порядок. Старался порадовать крестьян: например, после сбора урожая устраивал дожинки, созывал всех на праздник. Не оставили крестьяне пана, когда пришли к власти советы. Они спасли его от расстрела и помогли уехать в Польшу.

С изменением состава территории государства изменялась и принадлежность Гершон. После третьего раздела Речи Посполитой (1795 года) деревня входит в состав Российской империи, Слонимской губернии. А уже с 1797 года она относится к Литовской, с 1801-го – к Гродненской губерниям. С 1905 года в составе Каменицо-Жировицкой волости, затем в составе Польши…

Что в имени твоём?

Примечательно и то, что деревня меняла своё название. Слыла она, как Гершановичи и Гершуни, а позже стала Гершонами. Есть несколько версий происхождения её названия. В документах 1564 года она упоминается,как «Киршоновицкий дворец». Вероятно это от того, что владел этой землёй человек с такой фамилией.

Вторая версия говорит, что название происходит от имени немецкого барона Шона. И вот почему. Перед именем барона ставилось слово «гер», что значит «господин», «хозяин». При слиянии «гер» и фамилии барона «Шон», образовалось «гершон».

Третья же версия гласит, что деревня называется от имени богатого лавочника Гершона. Он жил здесь, но и имел лавку, в которой продавались спиртные напитки.

Не в числе последних

Гершоны, хотя и были небольшими, но никогда не считались в числе последних. Во все времена в деревне имелась церковь. Сюда на службу приходили жители ближайших деревень: Аркадии, Митьков, Котельни-Боярской…Любопытный факт, но история церкви чем-то схожая с историй и самих Гершон.

Письменные источники указывают на то, что на этой территории некогда находился упомянутый ранеехрам, возведённый в 1343 году. Внутри его находился древний православный иконостас. Деревни Гершоновичи и семь ближайших деревень составляли его приход. В 1549 году упоминается церковь с именем Рождества Богородицы. Затем встречается запись о том, что церковь Покрова Богородицы в 1662 (72) году с позволения короля Яна Казимира по привилею 1658 года и духовного владыки Владимировского Яна Михаила Патея,построил берестейский кашталян Ян Жаба со своей женой Анной Залеских. Новая же церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне построена в 1866-1869 годах на средства виленского генерал-губернатора Михаила Муравьёва.

На территории деревни в середине 19 века был создан лесопильный завод, на котором работало 49 рабочих. Известны Гершоны и кирпичным заводом. С 1889 года здесь действовала школа грамоты, народное училище, в котором учились 71 мальчик и пять девочек.Имелась корчма и хлебозапасный магазин.

Интересный факт рассказала мне Валентина Яворская, бывшая жительница Гершон. В начале 20 столетия её бабушка Мария Самолюкоткрыла в своём доме, по улице Озёрной, продуктовый магазин. В нём продавали керосин, мыло, спички, соль и разные продукты. Молодая, незамужняя девушка ловко справлялась с премудростями торговли. Товар возила из города, для этого нанимала подводу с извозчиком, которым была гершонская жительница Дуся. Закупалась у евреев: в то время их в Бресте было много.

От набытков

Гершонцы во все времена слыли трудолюбивыми, отзывчивыми, добрыми людьми.Несмотря на бедность, делились последним, помогали друг другу в трудную минуту. Понять это можно и из того, что всё, что имелось, было сделано своими руками. Поскольку денег не хватало, да и заработать их особо негде было, то сложную работу делали сообща. Например, на строительство дома собиралась почти вся родня, соседи, знакомые. Правда, возможность построить большой дом была у немногих. В основном,дома имели одну комнату, где размещалась печь, стол ловка да лаги, на которых спали. Пол был земляным. К дому пристраивали сени,где обычно находился кухарь, стояли бочки, дежки, многие необходимые вещи для хозяйства.

«Всюодежду и обувь шили своими руками.В каждой семье стоял ткацкий станок, имелась прялка. Несмотря на бедность, все старались украсить свой дом: застилали льняными покрывалами кровати, снизу вешали гарунки (авт. кружева), выставляли подушки, накрывали накидками. На окошки вешали фиранки. В домах было чисто», – поделилась рассказом своей бабушки Татьяна Никонюк.

Многие гершоновцы, чтобы заработать хоть немного денег, носили и продавали в Южный военным излишки огородины, садовины, молочные продукты. Многие отвозили такой же товар в город, где его разносили по домам.

Особенно сложно пришлось деревне в послевоенное время. По словам Валентины Яворской, семья её бабушки спасалась тем, что дед охотился на зайцев, да еще выращивали картошку. Основным блюдом большинства было квашеная, соленая капуста, огурцы, моченые яблоки. Ещё пекли всё, что можно: пироги, хлеб, блины… Счастьем былозаиметь корову или другую живность.

В основе – традиции

Гершоны славились своими талантами. Оказывается, в деревне многие умели играть на гармошке или баяне. К слову, отец Татьяны Александровны отыграл на 150 свадьбах. Гармониста обязательно перевязывали ручником, давали большой кусок каравая. Сами свадьбы проходили с песнями и танцами, большим количеством гостей. Для тех, кто не смог прийти, готовилось «Бабское» угощение. На молодых приходили посмотреть от мала и до велика.

Свадебноегостевание длилось около недели. Считалось нормой, если в дом торжества заходили на угощения, до и после работы.

Поделилась Татьяна Александровна и гершонскими традициями. Например, когда выносили каравай, то его должна была «прополоть» невеста. На каравай насаживались цветы, которые молодая вырывала и бросала гостям. Знатное угощение пекла каравайница. Доброй приметой считалось, что, если каравай вынимали из печи ровным, не расколотым, то это сулило молодым долгую и счастливую жизнь. Если же он не удавался, то ожидалось неблагополучие. Дети и молодежь любили заниматься украшением каравая. В него ставили три рогульки, вырезанные из вишни и сливы, которые обкручивали тестом и запекали в печи. Затем украшали цветами, которые делали из бумаги.

Интересно стало узнать, что молодой жене после свадьбы нельзя было приходить в родительский дом ровно неделю. Спустя семь дней, она с мужем, иногда с его родителями наведывалисьв свой дом. Желанных гостей усаживали за стол, угощали лучшими блюдами, обсуждали дальнейшую жизнь молодых, давали советы, вспоминали себя…

Многие давние традиции Гершон время заменило на современные. Смешались взгляды и понятия, связанные не только с городской жизнью. Но, несмотря на это, в Гершонах продолжает жить заложенное их предками. Да и сама бывшая деревня мало чем напоминает город. Здесь ещё не встретишь многоэтажных домов, нет огромныхсупермаркетов и всего привычного для города. Это особый уголок с приусадебными садами, одно- и двухэтажными усадьбами, с тихими улицами, переулками. Они, словно змейки, обхватывают водоёмы, оставленные в наследство былым кирпичным заводом, и давно полюбились не только местным жителям, но и брестчанам.

Наталья ШЛЯЖКО

Автор выражает благодарность педагогическому коллективу СШ №21, Татьяне Никонюк, Валентине Яворской за предоставленную информацию.

Фото автора и из семейного архива Валентины Яворской.
Пятница , 24 Мая , 2019   23 : 26

Лента новостей








Опрос