Как в Бресте учат детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

152 просмотра 0 комментариев

В этом необычном 1 «Г» классе СШ №31 перед началом занятий стоит привычный для школы шум и гам. Дети, удобно расположившись на ковре, обмениваются впечатлениями после прошедших выходных, играют с конструктором. Особенность этого класса в том, что здесь занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Автор фото: Юрий МАКАРЧУК
Так в Бресте внедряют принципы инклюзивного образования, которые предполагают включение всех детей, независимо от существующих между ними различий, в общую и единую образовательную среду.

Безбарьерная среда

Раздаётся звонок, и классный руководитель вместе с коллегой помогает детям сесть в кресла и отвозят их к партам. Ребята достают учебники, тетради, и начинаются обычные уроки.
«В этом году в нашей школе впервые набрали спецкласс, где занимаются семь учеников с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, – рассказывает учительница Людмила Максимук-Супрунович. – Чтобы ребята чувствовали себя комфортно и удобно, для них закуплены специальные парты и кресла. Детей с родителями на остановках забирает оборудованный подъёмником автобус. На крылечке школы их встречают старшеклассники из волонтёрского отряда, которые помогают быстро поднять инвалидные коляски с детьми наверх. Впрочем, тут царит такая взаимовыручка, что ребята из спецкласса иногда добираются в школу или домой и без сопровождения родных.

Программа начальной школы для детей с трудностями в обучении рассчитана на пять лет, вместо обычных четырёх. Дети очень хорошие, по своему интеллектуальному развитию они не отстают от сверстников, у них сформирована мотивация: надо учиться. На уроках сидят тихо, никто не кричит: «Хочу домой!» Очень им нравится поднимать руку. Раньше немножко стеснялись отвечать перед классом, когда на них смотрят другие ученики, теперь привыкли. Стараемся чаще вывозить детей к доске, хотя это определённые потери учебного времени.
Учитель физкультуры проводит занятия в игровом классе на первом этаже, там лежат маты, приносят специальный инвентарь. Делать упражнения первоклашкам помогают волонтёры. Питаются наши ученики вместе со всеми в школьной столовой. Кто-то идёт за руку, кого-то отвозим в коляске. Вообще ребята активно участвуют во всех общешкольных мероприятиях. К празднику посвящения в ученики разучивали стихи и песни».

Помощники-волонтёры

Учитель-дефектолог, международный волонтёр и постоянный активный участник фестиваля «Непратаптаны шлях» Оксана Зозуля говорит: «Это не просто кружок или факультатив. Каждый год я хожу по классам и рассказываю о волонтёрстве. Вижу по глазам: у кого-то ёкнуло. Говорю им, что по принуждению идти не нужно, за это никаких наград не будет. Иногда ребята, которые не блещут в учёбе, раскрываются именно в волонтёрстве, и тогда вся школа начинает смотреть на них другими глазами. Судите сами: было такое, что ребёнку, в силу его психофизических особенностей, при большом скоплении народа стало плохо. Никто из волонтёров не испугался, никто не выказал отрицательных эмоций».

В 1-й «Г» перед началом занятий заходит группа старшеклассников, участников волонтёрского движения. Малыши, играющие на ковре, приветствуют их как старых знакомых радостными криками…

А что родители?

«Мы все очень надеялись, что для наших детей откроют спецкласс, и вот в этом году свершилось, – рассказывает мама первоклассницы Полины Кристюк Юлия. – Тем более приятно, что я сама училась в этой школе. Все очень дружелюбные. Удобный автобус, который развозит детей. Оставляю дочку в школе и сразу иду на работу. Ребята старшеклассники помогают, мне даже их немножко жалко. Но, наверное, смысл жизни заключается во взаимопомощи и доброте. Я в прошлый понедельник наблюдала, как с нашими ребятами во время урока физкультуры возились волонтёры: ведь самостоятельно не все могут заниматься, а учитель один бы не справился.

Такие классы очень нужны для детей с особенностями. Они получают знания и приобретают бесценный опыт общения с людьми, по-настоящему учатся жить в безбарьерной среде».

Как открывали класс
«В этом году по решению горісполкома в нашей школе открылі специализированый класс, – рассказала директор СШ №31 Любовь Козловская. – Подготовкой к его открытию в течение летнего периода занимался Московский районный отдел образования. Для того чтобы оборудовать школу всем необходимым для учебного процесса и безбарьерной среды, нужны были серьёзные финансовые вложения которые выделили городские власти.

Необходимую методическую помощь мы получили от специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда», там же учились на практике вести занятия с такими детьми. В школе установили новое сантехническое оборудование, предназначенное для инвалидов. В спецклассе есть большой жидкокристаллической телевизор с возможностью подключения клавиатуры. Дети смогут сразу видеть набранный текст на экране. Сейчас определено место и подготовлена документация для установки подъёмника инвалидных колясок, в ближайшее время этот вопрос решится, так как уже выделены финансы. А пока справляемся при помощи старшеклассников-волонтёров, которые работают исключительно на добровольной основе.

В школе учителя провели большую работу среди учащихся, объясняя, как вести себя с новичками из 1 «Г», не дай бог случайно толкнут или обидят словом. И если поначалу к особенным детям относились с некоторой настороженностью, то теперь этот ледок растаял. Ребята из параллельных и старших классов с удовольствием заходят к ним поиграть и во всём стараются помочь».

Юрий МАКАРЧУК


P. S. Развитие инклюзивного образования в Беларуси осуществляется на основе принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике. Инклюзивное образование в нашей стране предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий, в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся.

Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования служат обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка, создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более эффективной их самореализации.

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Суббота , 25 Ноября , 2017   14 : 17

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос