Инокиня Елена рассказала о новых фактах биографии Афанасия Брестского

239 просмотров 0 комментариев

Встреча с инокиней Рождество-Богородицкого женского монастыря Еленой Дмитрук прошла в городской библиотеке Пушкина.

Автор фото: Ирина ФОМИНА

Главной темой её стал рассказ о локализации памятных мест в городе, связанных с жизнью святого Афанасия Филипповича.

Историк по образованию, инокиня Елена досконально изучает житие святого. Помощниками в этом ей стали исторические источники и карты разных столетий. Также расставить по своим местам многие события помогла современная технология.

Главный же источник изучения темы — дневник «Диариуш» Афанасия Филипповича, который не только рассказывает о многих фактах из жизни святого, но и дает интересные сведения о Бресте. Елена Дмитрук утверждает, что название города «Брест-Литовск» начали употреблять именно с его слов. С помощью современной техники и карт XVII–XIX веков можно с большей точностью определить расположение объектов древнего Берестья, которые упоминаются в «Диариуше».

Известно, что Филиппович был духовным руководителем двух монастырей в Берестье — Преподобного Симеона Столпника и Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда встал вопрос: «Как Афанасий успевал служить в них одновременно?» Благодаря исследованиям инокини Елены стало понятно, что находились монастыри рядом друг с другом. 

«Если применить современную топонимику, то их территория разделена сегодня пограничным переходом «Варшавский мост». Если двигаться со стороны города, то по правую сторону от него находится монастырь Преподобного Симеона Столпника, а по левую — Рождества Пресвятой Богородицы. Современная женская обитель расположена на исторической части первого из них, — рассказывает инокиня. — Это место на плане монастыря 1818 года обозначено «под огородом за вновь заложенным садом». А вот детинец и основная часть древнего монастыря располагались рядом — за валом современной Брестской крепости. Провести локализацию второго мужского православного монастыря оказалось сложнее. Поскольку он упоминается в описании 1566 года, но отсутствует на плане Фюрстенхофа 1740 года, которым пользовались при изучении первого монастыря. К тому времени он перестал упоминаться и в королевских привилеях».

Также из «Диариуша» можно почерпнуть повествование о крестном пути Афанасия Филипповича. Точнее, из той его части, которая дописана его послушниками после мученической смерти игумена. Оказывается, весь его предсмертный путь совпадает с сегодняшним: из Свято-Рождественского женского монастыря в Свято-Афанасьевский.

Афанасия Филипповича пришли арестовывать, когда он служил литургию в храме Рождества Богородицы. Дали ему дослужить, а затем повели к Берестейскому замку. Возможно, это район современного музея «Берестье». Здесь святой предстал перед судьями, которые не стали его слушать, а отправили в военную кладовую для оружия, в которой и содержался заключенный. Когда его выпустили, то повели в военный лагерь, а затем до села Горшоновичи.

Можно предположить, что и родился святой в Берестье, поскольку в актах среди ремесленников упоминается фамилия Филиппович. Его по праву называют Брестским, поскольку почти вся его жизнь связана с нашим городом. В течение семи лет по просьбе-приглашению Льва Сапеги преподобный был инспектором у некоего Дмитровича. Восемь лет был игуменом двух мужских храмов. Как известно, умер на Брестской земле.

Рассказ инокини сильно заинтересовал собравшихся в конференц-зале библиотеки. Ей задавали много вопросов, связанных с жизнью Афанасия Филипповича. Надеемся, Елена порадует нас новыми и не менее интересными фактами из жизни святого Афанасия и истории города.

Наталия КОНОНОВИЧ

 

Среда , 01 Апреля , 2020   16 : 21
Лента новостей
Опрос