Двухэтажные, с башней, теневые. История белорусской батлейки

1260 просмотров 0 комментариев

Уходят зимние праздники. Вот и Старый Новый год шагнул в прошлое. Колядки, Шчодрики, гуляния яркой колесницей прокатились по городским улицам … Но в шумной суете мы совсем забыли о давней традиции наших предков – батлейке.

Автор фото: Википедия
А ведь когда-то батлеечный театр слыл в числе самых главных празднеств. Появлялись батлейки с 25 декабря и колесили по городам и деревням по 2 февраля. Сопровождались они группами хористов или музыкальным трио, размещались в самых многолюдных местах. Попасть на представление стремились все, иногда театр приглашали домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечи, музыканты играли, кукловоды доставали героев, размещали в батлейке и начинали спектакль. В такие минуты каждый соприкасался с маленьким чудом, ощущал силу светлого праздника.

От святого Франциска

Впервые в Беларуси батлейка появилась в XVI столетии, пришла она из Западной Европы. Название свое получила от слова «Бетлеем» – измененного названия города Вифлеем – места, где родился Сын Божий. Есть и другие его названия – батлеемка, остмейка, вертеп. История её возникновения связана с рождением Иисуса Христа. Обычай художественного воспроизведения рождения Сына Божьего ввел Франциск Ассизский. Он в 1223 году в Греччо подготовил традиционные ясли, куда положил сына фермера и установил их в пещере рядом с живыми животными, чтобы понять и пережить тайну рождения Христа. Идея быстро распространилась по Европе. Способствовали этому странствующие семинаристы, ну, а позже все, кому была интересна батлейка.

В начале для представлений в батлеечном театре использовали только сценки на библейскую тематику. Но со временем появились и жанровые сценки «Матвей да лекарь», «Берка-трактирщик», «Ванька малый»…

От неба до земли

Зрителей привлекала и сама батлейка, в ней ютились сказка и волшебство… А была она похожа на шкафчик с дверками, в котором жили куклы из библейского сказания. Иногда она имела вид храма, здесь размещались герои, которыми за ширмой руководил батлейщик. В Беларуси насчитывалось до шести их разновидностей: одноэтажные, двухэтажные, с башней, по принципу теневого театра, с прозрачными декорациями, сменявшими друг друга, батлейки – «звёзды»… Одноэтажная батлейка напоминала дом крестьянина. Простой вид подразумевал нежелание отвлекать зрителей от зрелища.

Двухэтажные могли быть выше двух метров в высоту, с одним или тремя куполами. Верхний ярус её назывался «небо» и символизировал место рождения Иисуса, здесь проходили библейские сюжеты. В центре его была ниша, где стояли ясли с младенцем Иисусом. Землю представлял нижний ярус, где был дворец Ирода, и тут же демонстрировали сцены бытового характера.

Интересна и батлейка теневого театра. Вид её схож с трёхкупольной церковью. Внутри купола были кольца с куклами и свечой. Во время представления открывали створки батлейки, зажигали свечу и крутили кольца, согласно действию.

Батлейка же с прозрачными декорациями – это двухэтажная коробка с двумя отделами. В верхней её части находились два петушка. Сама коробка подсвечивалась свечами по краям батлейки. Секрет прозрачности был в том, что декорации рисовали на папиросной бумаге.

Особое значение придавали мастера для оформления батлейки: разрисовывали яркими красками, украшали цветной бумагой, резьбой, вышивкой…

Изготавливали её в основном из деревянных реек и фанеры. Верхний ярус старались украсить богаче с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещали композиции библейской тематики. В центре была золотого цвета арка, в глубине её находился алтарь. Боковые арки служили для входа и выхода кукол. Потолок усыпали звёздами из цветного стекла. Нижний ярус, дворец Ирода, оформляли проще. Обычно здесь стоял трон царя.

Главные фигуры

Безусловно, важными в батлеечном театре были куклы – это Дева Мария, Младенец Иисус, Иосиф, святые… Мастера с особым внимание относились к их изготовлению, делали их яркими, с выразительными чертами. Хотя иногда мастера не придавали особого значение фигурам и использовали довольно условных кукол – без рук, без ног, без деталей лица.

Существовало несколько видов кукол – это перчаточные, механические, марионетки, фигурки на твёрдой основе и плоские, для теневого театра. Большим спросом пользовались куклы на твёрдом стержне, поскольку были удобными в своём применении. Размер имели они 25-35 сантиметров. По одежде кукол можно было определить статус и изучить культуру ткачества отдельного района Беларуси.

Белорусская батлейка перестала существовать в начале ХХ века. Это обусловлено запретом на религиозные праздники. Однако интерес к батлейке никогда не исчезал. Мало-помалу батлейка начала оживать в руках умельцев… Очень хочется надеяться, что совсем скоро на улицах Бреста мы увидим ее чарующий мир.

Наталья ШЛЯЖКО
Суббота , 18 Января , 2020   22 : 59
Лента новостей








Опрос