Брестчанка Раиса Белобородова мечтала стать лётчиком. А стала парашютистом

331 просмотр 0 комментариев

Предназначение женщины – быть мамой, женой, хранительницей домашнего очага. Многие при этом успевают хорошо зарекомендовать себя в профессии или достичь высоких результатов в спорте.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК и из архива
С детства Раиса Белобородова с восторгом наблюдала за летящими высоко в небе самолётами и мечтала стать лётчиком. Но тогда в лётные училища женщин не принимали. Кто-то сказал Раисе, что в Бресте есть аэроклуб. Из Могилёвской области она переехала в пограничный город, но аэроклуба в то время у нас ещё не было, и героиня нашего рассказа поступила в радиотехническое училище, теперь это колледж связи. Окончив его, она устроилась на электромеханический завод. В 1976 году при нём открыли секцию парашютного спорта – авиационно-технический спортклуб, там и начала заниматься Раиса Белобородова. Освоив теорию, участники секции летом 1977 года совершили первый прыжок с парашютом.

 Что Вы испытывали во время первого прыжка?

– Сначала волнение, а позже огромное счастье. Мы взлетали с Северного аэродрома – аэропорт тогда находился на нынешней улице Лейтенанта Рябцева, – а прыгали на Брестском полигоне.

Первые прыжки выполнялись с высоты 800 метров. Помню, земля казалась необычайно красивой! И если в июле перед глазами расстилались зелёные поля, то в августе, когда созревала пшеница и рожь, они становились золотистого цвета.

– Говорят, во второй раз прыгнуть сложнее, чем в первый...

– Не знаю, как насчёт второго, но переломный прыжок есть у каждого. Если на первых порах не осознаёшь происходящего до конца, то на шестой или восьмой раз начинаешь понимать суть и подстерегающую опасность. Поэтому очень важно правильно настроиться, взять себя в руки и смело шагнуть за борт самолета.

– Вы совмещали работу и любимое занятие?

– Сначала да, тренировки занимали много времени. Иногда было сложно всё успевать, особенно когда готовилась к соревнованиям или сборам. Поэтому пришлось выбирать что-то одно.

В 1980 году я выполнила норматив мастера спорта. Через два года пошла служить в 38-ю десантно-штурмовую бригаду. Во время службы я выступала за сборную Беларуси и Белорусского военного округа. Уволилась в 2007-м, потом ещё пять лет на гражданской должности тренировала сборную вооруженных сил.
С 2014-го работаю в Брестском городском аэроклубе ДОСААФ. Сначала была инструктором парашютно-десантной подготовки, а сейчас я командир авиационного звена.

– Много людей посещают парашютную секцию аэроклуба?

– У нас, кроме тех, кто приходит просто научиться прыгать с парашютом, занимаются тридцать спортсменов. Самому младшему шестнадцать лет, а старшим более сорока, но прыгать можно уже с пятнадцати. Сначала идут теоретические занятия, а с середины апреля начинаются прыжки с самолёта. Сейчас, как правило, спортсмены прыгают с высоты больше 1000 метров. Что касается скорости, то в среднем скорость снижения под парашютом – пять метров в секунду, а при свободном падении – от 50 до 70-ти, в зависимости от положения тела.

– Сколько прыжков на Вашем счету?

– Более десяти тысяч, не все, правда, получались идеально. Иногда допускала ошибки, которые позже старалась исправить. Этот вид спорта требует, во-первых, выносливости и хорошей физподготовки. А добиться этого без тренировок, здорового и активного образа жизни невозможно. Спорт закаляет организм, подготавливает его ко всем испытаниям в воздухе, таким, как работа под куполом на точности приземления, акробатические упражнения, жесткое приземление. Само собой, к прыжкам нужно подготовиться и морально. Помню, на соревнованиях приходилось чувствовать такую ответственность, которая просто не позволяла выступить плохо.

– Какой из прыжков запомнился больше всего?

– В первую очередь те, которые принесли золотые медали с крупных соревнований. И еще прыжки, когда при открытии парашюта отказывал купол. У меня так было семь раз. Тогда пытаешься исправить положение и совсем не думаешь о страхе, он охватывает тебя уже на земле. А чтобы ему не поддаться, не нужно выжидать время, а, наоборот, быстро прыгнуть во второй раз. Тогда неуверенность и боязнь исчезают.

В целом я не считаю, что это опасный вид спорта. Главное – делать всё правильно, как учили. Сейчас оборудование более совершенно, поэтому по техническим причинам проблемы бывают редко.

– Как родные отнеслись к Вашей профессии?

– Мама, конечно, всегда за меня волновалась, она хотела, чтобы я оставила парашютный спорт. Но я не смогла – это стало частью моей жизни. Зато в этом меня прекрасно понимает сын. Он тоже, кстати, совершил более шестидесяти прыжков.


– Есть ли у парашютистов свои традиции и поверья?

– Всё зависит от человека. Я, например, ни во что не верю и ничего не боюсь. Боятся люди, скорее всего, потому, что не уверены в своих знаниях и умениях, в надежности техники. Это главное, а всё остальное – предрассудки.

– Отказывались ли Ваши ученики прыгать, сидя в самолете?

– Никогда. В армии, когда выпускала с вертолёта солдат и офицеров, им, наверное, даже неудобно было об этом думать, передо мной они, как мужчины, не имеют права показывать слабость и тем более страх.

– Каких профессиональных принципов придерживаетесь?

– Я всегда говорю, что в любом деле главное – желание. Вижу цель и не вижу препятствий. Парашютисты должны постоянно совершенствовать свои знания и опыт. А моя задача – научить, вырастить хороших спортсменов и замену себе. Для этого надо постоянно трудиться. На старте у меня не бывает свободной минуты. Стараюсь каждому ученику уделить внимание, указать на его ошибки. Иначе он их не запомнит и будет ещё долго идти к цели.

- Как можно привлечь внимание молодого поколения к этому виду спорта?

- В жизни всё так, как и в спорте. Поэтому молодёжи надо воспитывать в себе такие черты характера, которые в будущем помогут добиться успеха. В воздухе никого нельзя позвать на помощь, здесь никто не подскажет. Ты остаёшься один на один с собой и полностью отвечаешь за свои поступки. А это и есть ответственность, самостоятельность и уверенность.

Ольга КОВАЛЬСКАЯ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Понедельник , 25 Июня , 2018   01 : 36

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос