Фильм о долге и выборе

418 просмотров 0 комментариев

Мужественным защитникам цитадели, первыми принявшим на себя страшный удар врага, посвящен фильм «Брестская крепость»

… Субботний день 21 июня 1941 года. В парке Бреста беззаботно веселятся горожане и военные, фотограф делает снимок, тишину этого уголка мирного пограничного города заливают лирическими мелодиями медь духового оркестра и труба полкового трубача подростка Саши Акимова, от лица которого идёт повествование и чьи юные глаза воспринимают и передают нам через десятилетия всё происходившее тогда. Киномеханик привозит в крепость для солдат фильм с Любовью Орловой в главной роли и из кинобудки гарнизонного клуба смотрит картину вместе с любимой девушкой. Сашка Акимов и его сверстница дочь лейтенанта Андрея Кижеватова встречают на рыбалке уже военное утро. Никому не дано знать, что они наслаждаются тишиной последних мирных минут, что уже совсем-совсем скоро небо над городом и цитаделью будут разрывать смертоносные звуки снарядов и бомб. Для многих из них это будет последний день жизни. Потому что завтра была ВОЙНА.

 

Оказавшиеся на ее переднем крае СОЛДАТЫ сделали единственный выбор и приняли свой первый - и для кого-то последний - бой. Тема выбора и долга в неимоверных испытаниях стала важнейшим стержнем фильма. Этими людьми двигало не только повиновение  присяге, но прежде всего осознание своего долга. Долг и у подростка Саши Акимова, прототипа реального юного Пети Клыпы. Этот обычный советский пацан, пережив первое оцепенение от страшных картин и увидев пробоину от мины на своей трубе, не бежит из крепости, а помогает ее защитникам, как может, и даже больше своих мальчишечьих возможностей. Лишь по приказу он покидает обороняющуюся цитадель вместе с другими детьми и женщинами, но убегает из этой колонны и возвращается в кошмарное пекло.
Война проверила сделавших выбор на стойкость и мужество. Не все выдержали это разом выпавшее на их долю испытание. Практически беспрерывно, под тусклым фонарем оперирующий тяжело раненных защитников крепости пожилой хирург вдруг задремал возле импровизированного операционного стола. Разбуженный спустя несколько секунд Фоминым, он понимает, что устал, что уже нет больше сил выдержать это, и, отойдя в сторону, посылает себе пулю. Малодушие? Но только не трусость, та самая, что заставила небольшую группу наших солдат поднять белый флаг и сдаться врагу. Это была своеобразная война души и продиктованных ею поступков и обстоятельств. Это был выбор каждого – но трагический поступок хирурга совсем иная, более высокая ипостась, нежели трусость дезертиров.
В той страшной мясорубке и в ситуации полной неопределенности возглавивший оборону комиссар Ефим Фомин не осуждает их и тем более не отдает приказа стрелять им в спину, как хотел было сделать солдат, взявший убегающих под прицел своей винтовки. Но выстрелов не последовало: «Каждый выбирает свое», - коротко отрезал комиссар, еще не ведающий, что сейчас происходит с его женой Катей и детьми, которых он, выбежав из дома после первых разрывов снарядов, проводил в неизвестность.
Как же этот потрясающий сегодня поступок комиссара противоречит отштампованному в последние 20 лет и разъедающему душу и разум, особенно в кино и литературе, облику бездушных и безумных армейских чудовищ-политработников… Но удивительно, что не вписывающийся в киношно-литературное лекало Фомин потрясает зрителя своим поведением и храбростью в создавшихся трагических обстоятельствах. Вместе с группой Петра Гаврилова он организует оборону крепости и сопротивление врагу. Именно он, Ефим Фомин, рискнет провести поражающую своим безмерным и беспримерным гуманизмом смертельно опасную операцию по освобождению чужих женщин, детей и раненых советских солдат, когда немцы гонят их как живой щит прикрытия через мост в цитадель. В раскрытии истоков мужества бойцов гарнизона это самый главный эпизод, определяющий весь стержень киноленты и смысл поступков известных и оставшихся безымянными  героев. И разве может пойти на этот крайне рискованный шаг бессердечный комиссар, подобно наводнившим современные картины нелюдям с партийными билетами?
В этом от первого до последнего кадра и до глубины одновременно страшного, пронзительно кричащего, но исключительно честного киноповествования нет и не могло быть присущих современному кинематографу злобных пакостей, которые два десятилетия назад вылезли в киноискусстве и телефильмах в качестве удручающей своею невежественностью лжеправды. Истина и уважение к истории и солдатам сделали это простое и весомое создание большой творческой группы под началом продюсера Игоря Угольникова частью золотого кинофонда о Великой Отечественной. Серьезная и правильная лента, где нет немотивированных поступков, воплей, истошных криков и религиозных штрихов, но есть уважение к предкам, возвращает молодых современников к патриотизму и памяти - тому, что было отнято у нашего народа и что невозможно отнять. Ибо любовь к Отечеству и долг перед ним – это неисчезающие истоки человеческого начала, передаваемые из поколения в поколение. Символическая, до самой глубины души и до слез трогательная эстафета поколений и венчает фильм. Уже дедушка Александр Акимов вместе с внуком возвращается после войны в твердыню, подходит к надгробиям павших защитников и нежно сметает рукой снег с одной из них – с фамилией лейтенанта Андрея Кижеватова.
Ни время, ни память не сотрут имена павших здесь…

 

Вторник , 11 Декабря , 2018   21 : 15

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос