155 лет исполнилось Белорусской железной дороге

1000 просмотров 0 комментариев

Исполнилось 155 лет с начала движения поездов по первой железной дороге, прошедшей по территории Беларуси.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
В конце декабря в 1862 году на участке Гродно – Поречье впервые раздались паровозные гудки. Строительство этого участка железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Варшаву, стало началом большого пути. Так, в 1866–1868 годах была введена в эксплуатацию линия Рига – Динабург – Полоцк – Витебск – Орел, открывшая путь для вывоза хлеба из Черноземья в порты на Балтийском море. Важным этапом в истории магистрали стало строительство железной дороги Смоленск – Минск – Брест, которая со временем и стала основой для формирования всей железнодорожной сети страны.

Брестская жемчужина

Не менее важным событием для истории Белорусской железной дороги стало строительство брестского вокзала. Появившись в конце XIX века, он на протяжении последующих десятилетий играл большую роль, вне зависимости от того, к территории какой страны относился.

Поиски точной даты рождения вокзала проходили в канун столетия железной дороги. По инициативе начальства того периода в Государственном архиве Ленинграда нашли телеграмму от 28 мая 1886 года, которая сообщала об открытии вокзала.

В архиве удалось отыскать и фотографии внешнего вида здания. Согласно документам, вокзал построен в псевдорусском стиле. Благодаря прочному фундаменту он стал настоящей крепостью. Слева и справа над центральным входом возвышались водопроводные мачты, обеспечивавшие водой и прибывавшие паровозы, и сам вокзал. В здании функционировали буфеты. Центральный из них предназначался для знати. Как писала пресса тех лет, в нем можно было «отведать горячие кушания».

Массивный фундамент не только не подвергался образованию трещин, но и пережил Первую мировую войну, хотя сам вокзал пострадал очень сильно: он был разрушен на 60 процентов. До наших дней сохранились уникальные окна старого вокзала, которые можно рассмотреть за современными колоннами.

В двадцатые годы прошлого века вокзал восстановили польские власти. Они реконструировали его в ретроспективном стиле, снабдив южными и северными витражами.

В период Великой Отечественной немцы не ставили целью уничтожение вокзала, так как планировали его активно использовать после войны, однако, когда спешно покидали город, заминировали его. Противотанковые мины были на всей территории вокзала. Очевидцы тех лет вспоминали, что саперы две недели разминировали его. Если бы мины рванули, с лица земли исчез бы не только вокзал, но даже часть сегодняшней улицы Орджоникидзе и Граевка.

В 1953 году началась реконструкция вокзала. Тогда появились международный и кассовый залы, декоративные колонны для придания мощи и грандиозности всему строению, ставшие символом так называемого сталинского ампира.

В наши дни вокзал ждала еще одна масштабная реконструкция, завершившаяся к началу чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 году. Заменили практически всё: от тоннелей и крыши до штукатурки и системы отопления.

Сегодня одна из главных особенностей брестского вокзала в том, что он построен по «островному» принципу, то есть основное здание расположено между путями. Обращает на себя внимание и стеклянный навес на Варшавской стороне вокзала. Конструкция арочного типа изготовлена из стекла и металлоконструкций.

Несколько тысяч квадратных метров стекла здесь уложено с учетом всей площади навеса. Заметно преобразилось и здание пригородного вокзала.

Новые проекты

Начата реализация инвестиционного проекта по модернизации станции Брест-Северный, которая позволит повысить среднесуточную способность станции по переработке контейнеров, сократить время на их обработку и ускорить пропуск.

По информации БЖД, предполагаемый объем инвестиций составит около восьми миллионов долларов, а завершить работы планируется в 2018– 2019 годах.
Основные работы запланированы на будущий год, а сейчас идет подготовка к расширению территории производственного участка станции предприятия «Брестгрузтранслогистик». Ненужные постройки снесут, демонтируют устаревшие краны, а в помощь козловым кранам появятся более маневренные и мобильные автопогрузчики, благодаря чему удастся ускорить пропуск контейнеров и сократить время на обработку грузов. Изменится и длина путей, поскольку в момент строительства Бреста-Северного их запроектировали на 59 условных вагонов. Сегодня этого недостаточно.

В конце 2017-го на станции Брест-Северный приступили к строительству контейнерной площадки. Это один из этапов развития инфраструктуры грузового терминала на белорусско-польской границе.

В Брестском железнодорожном узле в этом году достигнут максимальный объем перегрузки контейнеров – больше 90 тысяч единиц, за весь прошлый год их было около 66 тысяч. Такой рост обеспечен благодаря стабильному спросу на доставку грузов контейнерными поездами, которые следуют из Китая в Европу и обратно.
В целом для повышения транзитной привлекательности в стране реализуется комплексная программа. Она предусматривает развитие международных транспортных коридоров, повышение скоростей движения грузовых и пассажирских поездов и внедрение современных информационных технологий. К примеру, уже электрифицированы все железнодорожные участки второго и девятого Общеевропейских транспортных коридоров, связывающих Азию с Европой, а также Балтийский регион с Черноморским.

Важными элементами программы станут развитие инфраструктуры грузовых терминалов, расположенных на белорусско-польской границе, повышение качества логистических и транспортных услуг и создание благоприятных условий для работы всех субъектов хозяйствования. С учетом прогнозируемого роста контейнерных перевозок в направлении Восток – Запад – Восток основные работы ведутся по комплексному развитию именно Брестского железнодорожного узла.

Так, ежесуточно по Беларуси курсирует восемь контейнерных поездов сообщением Азия – Европа – Азия с маршрутной скоростью от 1160 до 1400 километров в сутки, а их длина может превышать сто условных вагонов. За девять месяцев этого года количество контейнерных поездов, проследовавших транзитом по БЖД из Китая в Европу, составило 1109, или 161,7 процента к аналогичному периоду 2016-го, а из Европы в Китай – 759 поездов, или 201,9 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Подарки к празднику

Руководство Белорусской железной дороги решило отметить юбилей весьма необычно. Концерты, посвященные значимой дате, прошли на вокзалах крупных железнодорожных узлов, в том числе и на станции Брест-Центральный.

В ожидании отправления поездов брестчане и гости города могли услышать мужской вокальный ансамбль и другие коллективы Брестского отделения магистрали.
Еще одной приятной новостью стало возвращение в Брестский музей железнодорожной техники нескольких обновленных экспонатов. Например, паровоза серии Л-5297. Сегодня локомотив полностью восстановлен. Вернулись на свои места тепловоз ЧМЭ2 и паровой кран с платформой ПК6 1947 года выпуска.

Андрей НИКОЛЬСКИЙ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Среда , 19 Сентября , 2018   22 : 16

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос