В ФРГ сегодня отмечают День германского единства

82 просмотра 0 комментариев

В связи с этой датой проанализируем современные белорусско-германские отношения.

Автор фото: philart-brest.by
Отношения между объединенной Германией и Республикой Беларусь де­юре начали свой отсчет с рубежного во многих отношениях визита в Минск вице­канцлера, федерального министра иностранных дел Ганса­ Дитриха Геншера в марте 1992 года.

Главный итог визита —  заработал политический механизм межгосударственных отношений. Достигнута договоренность об открытии белорусского посольства в Бонне и германского — в Минске. Заметим, что речь шла не об установлении, а о восстановлении дипломатических отношений.

Вчера и сегодня

Дипломатические отношения между нашими странами были впервые установлены в 1922 году и утратили свою юридическую силу после образования СССР. Практически сразу после обретения Республикой Беларусь независимости, они стали наполнять реальным содержанием структуры народной дипломатии, субъекты хозяйствования. Белорусский вектор внешней политики объединенной Германии взял старт на этапе ее становления.

До середины 1990­х годов, то есть до завершения формирования внешнеполитической концепции новой ФРГ, ее правящие круги были в наибольшей степени удовлетворены белорусскими реалиями, что предопределило динамику двусторонних отношений. С середины 1990­х в Беларуси стала приобретать реальные очертания новая модель социально-экономического и политического развития, которая во многом не вписывалась в «рецептуру», предлагаемую ФРГ и Евросоюзом восточным европейцам.

ЕС отреагировал на эти реалии пакетом решений, которые, по мнению белорусского руководства, резко расходились с национальными интересами Беларуси. ФРГ стала строить свою политику в соответствии с этими решениями. С 2008 года политическая составляющая двусторонних отношений характеризовалась некоторым улучшением, что было связано с изменениями в политике ЕС по отношению к Беларуси. Однако после президентских выборов в Беларуси 2010 года и ЕС, и Германия вернулись к прежнему курсу.

С 2015 года наметилась очередная оттепель в белорусско-германских отношениях, которую можно характеризовать как ключевой момент современного этапа. Резко возросла роль германской составляющей в политике Евросоюза на белорусском направлении, известной как политика малых шагов. Четко прослеживается превалирование ФРГ в наполнении подобных шагов. В ходе встреч белорусская и германская стороны неизменно демонстрируют взаимную заинтересованность в цивилизованном мироустройстве. Берлин положительно оценивает роль главы белорусского государства в поисках путей мирного урегулирования украинского кризиса.

Есть основания согласиться с заявлением бывшего посла Германии в Беларуси Петера Деттмара о том, что наши страны вышли на новый этап сотрудничества. Заинтересованность в активизации белорусско-германских отношений демонстрируют практически все политические партии, представленные в нижней палате федерального парламента Германии. Знаковым событием для германо-белорусских отношений стал визит федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера в Беларусь в 2018 году.

Экономическое сотрудничество

Неполитические составляющие двусторонних отношений развивались более продуктивно. Они отличались обширной договорно-правовой базой, разветвленной организационной структурой, а главное — практическими результатами. В шкале приоритетов неполитического сотрудничества первое место традиционно занимает торгово-экономическая сфера.

За время двусторонних торговых отношений ФРГ постоянно входила в первую пятерку ведущих импортеров белорусской продукции. Что же касается продукции Made in Germany, то ее присутствие в Беларуси уступало максимум двум государствам-экспортерам.
  
Стороны отметили десятилетие дипломатических отношений рекордным товарооборотом в миллиард долларов. Этот показатель за 2002 год был удвоен в 2006 году, утроен в 2007-м и учетверен в 2010-м. В 2013 году был исторический максимум: 4,788 миллиарда долларов. После 2013-го закрепилась отрицательная тенденция по части товарооборота, сохранявшаяся до 2016 года включительно. Сначала вернулись к показателю четырехлетней давности, а затем — девятилетней.

Однако с 2017 года наметился существенный прирост объемов белорусско-германской торговли. В этом году товарооборот увеличился на 25 процентов, в 2018-м вырос еще на 16.

Во взаимном товарообороте сложилась устойчивая структура экспорта и импорта. Германский вектор белорусского экспорта представлен такими товарными позициями: текстиль, древесина, продукты деревообработки, медицинское оборудование, продукция химической промышленности, тракторы, оптика.

Сатьи германского импорта: инвестиционные товары, станки, оборудование, продукция химической промышленности, транспортные средства. Сказывается, что партнеры находятся в разных весовых категориях. Назовем вещи своими именами: экономический гигант торгует со средней по этому потенциалу страной. Отсюда вполне объяснимо отрицательное сальдо касательно белорусской стороны. Оно было все годы и останется в ближайшем будущем.

В отдельные годы Беларусь ввозила в Германию в три раза меньше товаров, чем вывозила, разумеется, в стоимостном выражении. Рекорд по отрицательному сальдо был зафиксирован в 2013 году: -1,281 миллиарда долларов. Правда, в последние годы этот показатель меньше. На взаимную торговлю отрицательное влияние оказывает отсутствие Беларуси в ВТО.

На белорусском направлении развернуло деловую активность 360 германских субъектов хозяйствования. Объем немецких инвестиций в отечественный народно-хозяйственный комплекс в 2014 году по сравнению с 2009-м вырос в шесть раз, а по прямым инвестициям — в семь. Если эти годы поменять местами, то окажется, что белорусский бизнес в 2014 году вложил в германскую экономику общих инвестиций на сумму, которая лишь на три миллиона долларов меньше той, что вносили немецкие инвесторы в белорусскую экономику в 2009 году.

ФРГ входит в первую четверку ведущих прямых инвесторов в белорусскую экономику. Объекты соответствующей финансовой подпитки — транспорт, сельское хозяйство, торговля, пищевая промышленность. Конечно, объем германских инвестиций в белорусский народно-хозяйственный комплекс, не намного превышающий треть миллиарда долларов, несопоставим с вложениями ФРГ в экономику ее партнеров по Европейскому союзу с численностью населения меньшей, чем в Беларуси. Там речь идет о миллиардах долларов. Было бы неплохо, чтобы стороны встретили 30-летие со дня установления дипломатических отношений достижением отметки в один миллиард.

Неотъемлемым элементом белорусско-­германского сотрудничества стали долгосрочные партнерские отношения Белорусской торгово-промышленной палаты с палатами Бонна и Франкфурта­на­Одере. Традиционно проводят Дни экономики земли Северный Рейн­Вестфалия и земли Бранденбург в Минске.

Народная дипломатия

Властные структуры обоих государств неизменно придают важнейшее значение народной дипломатии. Именно народная дипломатия сыграла определяющую роль в примирении между белорусским и германским народами, в преодолении стереотипов, укоренявшихся десятилетиями. Уже четверть века Германию ежегодно посещают десятки тысяч жителей Беларуси.

В отдельные годы германская сторона удовлетворяла до 80 тысяч визовых заявок граждан Беларуси. Этот рекордный показатель вряд ли превзойдут в нынешнем непростом году. Вместе с тем можно смело прогнозировать выдачу виз как минимум 50 тысячам заявителей. Среди них обязательно будут маленькие белорусы из чернобыльской зоны, выезжающие в Германию на оздоровление. Все расходы по их транспортировке и пребыванию берет на себя германская сторона. На протяжении многих лет количество таких детей не опускается ниже отметки в семь тысяч в год.

Ежегодно сотни белорусов, занятых в сферах науки, образования, культуры, посещают эту страну, став стипендиатами различных учреждений Германии. В рамках народной дипломатии институты гражданского общества и отдельные бундесбюргеры постоянно оказывают гуманитарную помощь Беларуси. Ни одно государство не может сравниться с ФРГ по масштабам этой помощи нашей стране. Двадцать два города с каждой стороны вовлечены в побратимские связи. Например, Брест поддерживает их с Равенсбургом, Вайнгартеном, Байндтом, Бергом, Байнфуртом.

У германской стороны есть фундаментально разработанная концепция внешней культурной политики на белорусском направлении. Генератор идей — Институт имени Гёте в Минске. Это учреждение работает в столице 26 лет. Благодаря Институту с середины 1990-х годов по настоящее время прослеживается поступательный рост по следующим позициям: сегмент белорусского населения, изучающего немецкий язык; наличие книг на немецком языке в библиотеках Беларуси; степень осведомленности среднестатистического белоруса в музыке, театре, изобразительном искусстве Германии.

Институт имени Гёте причастен к обогащению школьного образования Беларуси. Он учитывает факт постоянного нахождения в нашей стране лиц, входящих в Центральное управление по делам немецкого школьного образования за рубежом и Германский союз народных университетов. Итог тесного сотрудничества с первым из этих учреждений — инициатива «Школы: партнеры будущего». Взаимодействие со вторым учреждением последовательно подчинено девизу «Образование на протяжении всей жизни». Если первый проект ориентирован на детей школьного возраста, то второй — на взрослых белорусов.

Стало доброй традицией ежегодное проведение Недели Германии. Она обычно получается содержательной как в столице страны, так и в областных центрах. Автор этих строк — многократный участник Недели Германии в Бресте. Неизменный организатор подобных мероприятий в городе над Бугом, Карин Краус, вкладывает в них душу и сердце. На таких, как она, держится германо-белорусская народная дипломатия.

Михаил СТРЕЛЕЦ

На фото: Неделя немецкого языка и культуры в Бресте
Среда , 23 Октября , 2019   02 : 42

Лента новостей








Опрос