За итальянским вдохновением приглашает музей спасенных ценностей в Бресте

402 просмотра 0 комментариев

В музее «Спасенные художественные ценности» до 2 сентября действует выставка «Италия, отчизна вдохновенья…» из фондов Национального художественного и областного краеведческого музеев. Не упустите возможность увидеть Италию во всех её цветах и красках.

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
Выставку посетили перед выходными, в жару. Здание музея порадовало прохладой: ради сохранности экспонатов там поддерживается постоянный микроклимат. А на полотнах – зной и страсти.

О том, что это за выставка, рассказала заведующая филиалом «Спасенные художественные ценности» краеведческого музея Ирина Тарима.

– Ирина Николаевна, как картины попали в Брест?

– Мы давно сотрудничаем с Национальным художественным музеем. Из 33 работ, представленных на выставке, из Минска прибыло 19 картин и 10 гравюр, от краеведческого музея – три гравюры и одна акварель. А в Минск из нашего музея на выставку «Айвазовский и маринисты» уехало две картины. Хотела бы поблагодарить руководство предприятия «Санта Импэкс Брест» за то, что помогли перевезти картины из Минска в Брест в машине с климат-контролем, потому что для них должен поддерживаться постоянный температурный режим.

– Какова идея, объединяющая все работы?

– На выставке представлены произведения русских и итальянских художников XVIII–XIX веков, вдохновленных образами Италии. Здесь есть также раздел гравюры, она послужила популяризации известных образцов итальянской архитектуры, скульптуры и живописи. В экспозицию вошли произведения известных мастеров, которые вдохновлялись итальянскими темами: Фёдора Матвеева, Григория Чернецова, Сократа Воробьёва, Пимена Орлова, Александра Попова, Фёдора Бронникова, Риццони и других.

Названием для выставки стали строки из стихотворения Дмитрия Веневитова «Италия, отчизна вдохновенья…». Поэт отмечал особую важность солнечной Италии для русских художников.

– Почему именно Италия?

– Италию, сокровищницу шедевров мировой культуры, русские художники открыли в XVIII веке. Традиция отправлять в эту страну для учебы молодых живописцев у россиян появилась еще при Петре I. С основанием в Санкт-Петербурге в 1757 году Академии художеств такие поездки стали регулярными. Лучшим выпускникам Академии государство назначало так называемый пенсион, на который они могли продолжить свое образование в Европе. Большинство пенсионеров стремились в Италию. Щедрая природа, уникальные памятники, яркий национальный колорит – Италия была не только школой профессионального мастерства, но и источником вдохновения. Многим казалось, что только в этой благодатной стране, вдали от холодной России и строгого академического начальства, можно жить и дышать полной грудью.
  
– У русских художников было какое-то особенное отношение к Италии?

– В начале XIX века в русской культуре сложился своеобразный итальянский миф, представлявший Италию страной гармонии, где люди живут естественной жизнью, наполненной яркими чувствами, среди прекрасной природы и где даже повседневность пронизана искусством. Италия стала «землей обетованной» для живописцев, у которых как будто спадала пелена с глаз: яркое южное солнце впервые открывало им во всей полноте силу красок и богатство оттенков. Свет и воздух, воздушная перспектива становились почти осязаемыми. Неудивительно, что многие русские художники, уехавшие в молодости в Италию, остались там на всю жизнь.

Особенности восприятия русским человеком Италии создали ту почву, на которой сформировался особый род академической живописи – итальянский жанр. Появились мотивы и образы, встречающиеся на протяжении первой половины XIX века: прекрасные итальянки у источника, итальянские семьи, отдыхающие на веранде, путники, стоящие в задумчивости перед придорожной часовней, сцены свиданий.

На выставке представлены и гравюры, которые в XVIII–XIX веках послужили популяризации известных образцов итальянской архитектуры, скульптуры и живописи. У нас выставляется серия офортов из альбома «Виды лучших остатков римских древностей, которые еще существуют в различных местах Италии» (1775), выполненная итальянским гравером второй половины XVIII века Доменико Монтегю.

Личные впечатления

Настало время пройтись по прохладным залам и составить собственное представление о картинах и гравюрах. Начиная осмотр, я подумал, что сейчас мы избалованы иллюстрированными цветными журналами, фотоаппаратами, фильмами и Интернетом. А как представлял эту далёкую страну человек XVIII века? Как передать свои представления дворцов, живописных руин, лазурного моря и сияющего неба тем, кто их никогда не видел? И ведь не то что простой люд – немногие из дворян добирались до Италии: если по суше, то путь лежал через Альпы. Поэтому понятна щепетильность художников в подборе цвета.
Первая картина, задержавшая внимание, – «Итальянский пейзаж» Фёдора Матвеева. Как тонко прописаны планы, задумался: сможет ли так передать современный владелец цифрового фотоаппарата? Если увлекаетесь фото и считаете, что хорошо фотографируете, вам стоит посетить выставку. Любой фотошоп бессилен…

Об этом же думал, когда разглядывал картину Фёдора Бронникова «На приёме у папы римского». Фактура ткани одежд просителей и должностных лиц передана так тонко, что кажется, будто эта ткань настоящая. А мимика крестьян и чиновников – непередаваемо, но угадываемо: от надежды на заступничество до намёков на дачу взятки.

Гравюра из фонда краеведческого музея поразила современностью: это же трёхмерное изображение! Задумался, что техническая культура широко вошла в массы, что работы мастеров по-прежнему возвышаются над нами, как вулканы на заднем плане итальянских пейзажей.

Задела за живое картина, на которой парень выражает чувства к девушке, – «Поцелуй» Фёдора Моллера. На лице у девушки такая сложная гамма чувств, что догадываешься, почему художник получил за эту картину звание академика. Уже потом, вникая в детали, я обратил внимание, что цвет кожи у пары разный: парень более смуглый. И одежда у него проще, чем у девушки. Что за этим, сословное неравенство? Сходите в музей и попробуйте сами расшифровать улыбку девушки.

Была и другая загадочная девушка со свечой на картине Риццони. Узнал от Ирины Николаевны, что художник в 1902 году покончил жизнь самоубийством, прочитав рецензию о том, что итальянский жанр уже неинтересен. Хотелось бы узнать, как кончил тот желчный критик, вряд ли он оставил после себя что-то достойное.

А картину Григория Чернецова «Русские художники в Риме в 1842 году» можно рассматривать долго. Первое, что подумал, – смогут ли современные студенты политехнического университета так точно передать перспективу в рисунке улицы. Линии безупречны, этому выходцу из простой семьи можно было доверить дворцы проектировать. Второе – это образы 43 художников, увлекательная головоломка – распознать, кто есть кто.

Ещё из впечатлений, которые появились уже дома, когда разбирался с биографиями художников и историями картин. Как по-разному они передавали одни и те же места и образы, одни и те же руины! Подумалось, что жителю равнин именно художники открывают глаза на то, как далеко может быть виден горизонт и как прозрачен может быть воздух.

Захотелось всё бросить и поехать в Италию писать картины под яхонтом сверкающих небес… А тем брестчанам, кто ещё не побывал на выставке, советуем пойти и пропитаться духом лучезарной Италии.

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Среда , 21 Ноября , 2018   14 : 48

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос