Волшебная флейта. Учитель музшколы №1 Бреста Елена Макаревич о призвании и любви к профессии

124 просмотра 0 комментариев

    Счастлив тот, кто занимается любимым делом, в чьей душе живёт творчество. Мне посчастливилось познакомиться с человеком, бесконечно влюблённым в свою профессию, — учителем музыкальной школы № 1 Еленой Макаревич, которая организовала в областной филармонии концерт-встречу «Волшебная флейта» на малой родине.

Автор фото: Елена СИНЯВСКАЯ
В нём участвовали дипломанты и лауреаты международных конкурсов и фестивалей, студенты Белорусской государственной академии музыки, ученики, коллеги и родственники Елены Сергеевны.

Елена Макаревич родилась в Пинске. Девочки ещё не было в проекте, а судьба её уже была предопределена. Когда родители Елены Сергеевны поженились, дедушка напророчил: «Первый ребёнок будет музыкантом». Дочка появилась на свет слабенькой, и мама всячески сопротивлялась предсказанию, повторяя: «Лена — музыкант? Да вы что!» Но дедушка купил пианино, на семейном совете решили, что ему незачем стоять без дела, и Лену записали в музыкальную студию, где она училась семь лет. «Поэтому в выборе музыкального пути я благодарна деду, который любил рассказывать мне историю, как он получил первый опыт игры на баяне.

На войне дед познакомился со своеобразным музыкальным аттракционом, который придумали немцы. Человек садился на стул, ему надевали перчатки, давали в руки баян, кнопки которого были намагничены, и течение часа пальцы передвигались по клавиатуре, а потом, когда перчатки снимали, человек мог повторить ту или иную мелодию к удивлению всех. Как говорил дед, пальцы от такой игры были в мозолях. Это был его единственный музыкальный опыт. Но он всегда преклонялся перед творческими людьми, испытывал восторг от таланта музыкантов. У моей родни по папиной линии были прекрасные голоса. Один из родственников брал уроки у ученика Фёдора Шаляпина, природа наградила его настоящим басом профундо. Я с удовольствием слушала его, когда наша большая семья собиралась за праздничным столом», — рассказывает Елена Сергеевна.

С первого взгляда

В одном доме с Лениной бабушкой, этажом ниже, жил руководитель Пинского духового оркестра Геннадий Гутцайт. Однажды он остановил мою собеседницу и спросил: «А ты не хочешь играть на флейте?» Через несколько мгновений перед девочкой лежала небольшая коробочка, она открыла её и увидела флейту-пикколо. «Я с первого взгляда влюбилась в этот инструмент, а через месяц уже давала семейные концерты. Несмотря на то что наша семья была скромного достатка, позже отец купил мне две флейты — малую и большую эбонитовую. Сдав экзамены экстерном, я получила свидетельство о музыкальном образовании по классу флейты.

Закончив десять классов, смогла всецело отдаться музыке: поступила в Брестское музыкальное училище, которое окончила с красным диплом. Училась в классе Татьяны Миненковой, а потом у Владимира Мишулы — талантливейшего педагога, ученика профессора, заслуженного артиста Беларуси Бориса Ничкова. Владимир Степанович прекрасный методист, музыкант, дирижёр. Он отстроил моё мышление, научил работать системно, я до сих пор использую его методы в работе со своими учениками. Мне повезло, что судьба предоставила мне возможность учиться у педагога с большой буквы, с которым мы общаемся по сей день. Сегодня Владимир Мишула директор частной музыкальной школы в Бяла-Подляске», — рассказывает моя собеседница.

Пути-дороги

Судьба обогатила её общением с талантливыми людьми и во время учёбы в Белорусской государственной консерватории в классе доцента Степана Сизко, у которого училась в течение трёх лет. Здесь Елена услышала главные слова, которые окончательно утвердили её в профессии, стала дипломантом XII Всемирного фестивали молодёжи и студентов в Москве. На третьем курсе она вышла замуж за пружанского парня Александра, перевелась на заочное отделение, родила сына и дочь. Супруг работал на заводе «Горизонт» регулировщиком радиоаппаратуры, играл на тромбоне в джазовом оркестре штаба военного округа.

В девяностые молодая семья переехала на малую родину, в Пружаны. Здесь Елена Сергеевна устроилась в музыкальную школу, играла в самодеятельных ансамблях, стала дипломантом республиканского конкурса преподавателей детских музыкальных школ. За многие годы плодотворной работы мою собеседницу неоднократно награждали почётными грамотами Министерства культуры, а также областного и городского управлений культуры.

Однажды исполнение флейтистки услышала Жанна Савина, которая собирала музыкантов для Брестского симфонического оркестра, и предложила Елене Сергеевне переехать в областной центр. Долго не думая, чета Макаревичей решает сменить место жительства. Вот уже двадцать лет Елена Сергеевна работает в музыкальной школе № 1, и ни на минуту не угасают её творческий энтузиазм, любовь к профессии. «Когда смотришь в глаза детей, которые ждут от тебя чуда, хочется и играть, и петь, и даже танцевать перед ними. Самое главное в моей работе — научить ребёнка смело, с желанием выходить на сцену, чтобы нести слушателям своё умение, мысли, эмоции, самые лучшие, светлые», — уверена педагог.

Инструмент по душе

Я поинтересовалась у Елены Макаревич, всем ли под силу получить музыкальное образование по классу флейты. «Те, кто выходит в профессионалы, — это избранные дети. Наверное, нужен такой дед, как у меня. Родители, дедушки и бабушки должны заметить в своём ребёнке талант, взращивать его. Если хотите видеть своих дочку или сына музыкантом, посещайте концерты, вводите в свою семью людей, которые играют на инструментах. Пускай музицируют перед ребёнком, и он обязательно выберет инструмент по душе. Что касается флейтистов, то считается, что ребёнок должен быть крепким. Однако я была невысокого роста, болезненной, с вечным кашлем, а когда стала играть на флейте, всё прошло. Всё-таки разнообразные дыхательные методики приносят пользу. Мелодия флейты — лёгкая и изящная. Чтобы сделать музыку «воздушной», нужно постоянно тренировать дыхание и звукоизвлечение. На своих занятиях часто использую оздоровительную технику дыхания по методу Бутейко, которая способна исцелить даже от астмы. Основа правильного звука — дыхание, поэтому мне нравится, когда мои воспитанники посещают ещё и хор».

Своё обучение Елена Сергеевна ведёт к тому, чтобы обязательно состоялось концертное выступление её учеников.

«Основное предназначение уроков музыки вижу в том, чтобы заниматься не только кабинетным воспитанием, но и сценическим: ребёнок должен уметь демонстрировать своё творчество. Я стараюсь выстроить репертуар так, чтобы мой выпускник мог и в дальнейшем музицировать в семье. На мой взгляд, такое направление должно стать традицией белорусского семейного воспитания. У наших соседей музыкальное образование становится обязательным. Если его нет, образование считается неполноценным. Мне приятно говорить, что сегодня у нас нет проблем с набором учащихся в нашу музыкальную школу. Современным родителям, которые спрашивают себя, чем заинтересовать ребёнка в эпоху интернета и компьютерных игр, хочется посоветовать музыку, творчество. Глаза ребёнка теряют блеск, когда он постоянно учится или проводит время с гаджетами, музыка даёт импульс, чтобы вызвать в душе ребёнка восторг, любование окружающим миром. Человек, получивший музыкальное образование, выделяется креативным мышлением, правильной речью, творческим подходом к профессии. Музыка помогает лучше усвоить и математические знания. Доказано опытом и подтверждено словами родителей, что успеваемость детей, которые играют на инструментах или поют, становится лучше», — говорит педагог.

Дети Елены Макаревич также связали свою жизнь с музыкой: сын Александр преподаёт в столичной музыкальной школе, а дочь Раиса — регент в одном из храмов Минска.

Учитель в сердце

Замечательная идея провести творческий вечер «Волшебная флейта» воплотилась в реальность: Елена Сергеевна пригласила со всех уголков нашей страны флейтистов, чтобы они порадовали слушателей виртуозным исполнением известных произведений: «AveMaria» Баха, «Лето» из цикла «Времена года» Вивальди, «Либертанго» Астора Пьяццоллы и другие.

«В Год малой родины и в канун 1000-летия Бреста захотелось вспомнить наших земляков — музыкантов-флейтистов, своих наставников, которых всегда вспоминаю с благодарностью, учеников, которыми горжусь. Бывших учеников не бывает, как и бывших учителей. Где бы мы ни находились, в наших сердцах всегда присутствует учитель. Ангелов-хранителей называем в православии наставниками и учителями. Теми, о которых сказано: «Ученик не бывает выше своего учителя, но и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». И большое счастье, когда всю жизнь общаешься со своими учителями, обмениваешься знаниями, учениками, когда музыканта сопровождают талантливые, любящие, беззаветно служащие своему делу люди. Мне в жизни повезло: на моём пути всегда встречались хорошие люди», — говорит Елена Макаревич.

Брат и сестра Елены Сергеевны тоже музыкальные личности. Александр — саксофонист, окончил Институт культуры, отслужил четверть века в оркестре военного округа, а теперь работает солистом в оркестре госцирка. Сестра Анна в детстве посещала хореографическую школу, а на третьем курсе Института культуры заявила, что хочет заниматься любимым делом, и подалась в цирковую труппу. Там встретила мужа, теперь у них своя цирковая программа, с которой они разъезжают по всему миру. Супруг Анны — акробат, эквилибрист, а сама она отлично владеет хулахупом. Концерт «Волшебная флейта» завершился ярким семейным номером. Александр Мохов солировал на саксофоне, Елена Макаревич — на флейте, а артисты оригинального жанра, дипломанты конкурсов «Рекорды России», участники «Минуты славы», Эдуард и Анна Федосенко завораживали своей пластикой и грациозностью.

Уважаемая Елена Сергеевна, пусть ваш талант всегда будет на слуху и на виду и неиссякаемый энтузиазм подарит вам ещё немало творческий идей!

Елена СИНЯВСКАЯ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Воскресенье , 09 Декабря , 2018   09 : 30

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос