Организатор "Белой Вежи" Александр Козак: либо прекращать, либо что-то менять

320 просмотров 0 комментариев

Уже завтра открывает занавес долгожданный ХXII Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». На прошлой неделе прошла традиционная пресс-конференция, предваряющая форум, но на сей раз она началась в ином ракурсе, нежели в прошлые годы. Директор фестиваля Александр Козак обратился к пишущей братии:

– Как вы, журналисты, которые многие годы работают с нами, с культурой, с искусством, с театром, каким вы видите фестиваль? Может, у вас есть какие-либо предложения пути развития или вообще остановки этого дела? Я нахожусь немного в стрессовой ситуации и не скрываю этого, потому что фестиваль подошёл к такой точке, когда нужно либо что-то менять, либо прекращать его. Что вы могли бы сделать, чтобы фестиваль, который без ложной скромности можно назвать брендом Бреста, развился, как витебский «Славянский базар». Ведь мы начинали в одно и то же время, но фестиваль в Витебске превратился в многообразный форум, а мы немного застряли. В чём причина?
В аудитории некоторое время царила пауза.

– Нельзя ли сделать так, чтобы на фестивале было меньше, да лучше, отбирать заведомо интересные спектакли? Не нужно гнаться за количеством флагов, лучше искать увлекательные творческие и художественные образы.

– Вы понимаете, что такое фестиваль? Собрать два-три, по Вашему мнению, спектакля, в котором будут участвовать замусоленные киношные лица? Соглашусь, для некоторых зрителей это будет интересно. Но если одному что-то нравится, это совсем не значит, что другой придерживается такого же мнения. Я всегда привожу пример, когда меня раскритиковали: дескать, зачем привезли в Брест монгольский театр, это же такая ерунда с народными песнями, традициями, да ещё и в юрте показывают. Но до сих пор об этом событии вспоминает вся республика. И те, кто не пошёл на него из-за высоких эстетических побуждений, жалеют до сих пор. Безусловно, дирекции фестиваля было бы гораздо проще привезти пять спектаклей. Но театр – это всё-таки элитарное искусство. На нашем фестивале случайных спектаклей нет. Я считаю, что мы можем гордиться тем, что такого мероприятия или фестиваля, который привёз и показал в Бресте 58 государств со всех континентов, больше нет. Я думаю, нормальным людям интересно посмотреть театры из разных государств. Пусть кому-то в прошлом году не понравился спектакль из Туркменистана, но сам факт, что артисты театра из этого государства впервые приехали в Беларусь, говорит о многом. Мне кажется, что путь развития фестиваля кроется в другом. Взять хотя бы «Славянский базар», когда на неделю Витебск погружается в атмосферу праздника. Так происходит во всём мире. Например, город Сибиу в Румынии, где живёт чуть более ста тысяч человек, превращается в фестивальную «мекку»: во время форума сюда приезжают до полумиллиона человек! Вот это отношение к искусству! В нашем городе есть ещё один недостаток: у нас нет ни одного приспособленного помещения, чтобы принимать солидные театры. Многие из них из-за уважения к Бресту идут на компромиссы, чтобы показ состоялся.

– Но некоторые спектакли воспринимаются как балласт…

– Объективная театральная критика так не считает. Я категорически против распределения мест в искусстве: каждый художник достоин уважения. А когда мы делаем градацию, то формируем не тот вкус у молодого поколения. Это навязывание стереотипов. Всё, что вы видите на брестской сцене, – искусство. Я окончил два вуза, долгое время работаю в театре и не все спектакли воспринимаю и принимаю. Ну и что? Как Достоевский относился к Чехову, и наоборот?

– Фестиваль «Белая Вежа» занимателен дискуссионной площадкой: здесь собираются маститые критики. Форум должен быть интересен, с одной стороны, зрителю, искушённому и дилетанту, с другой – гурманам, что собираются своей аудиторией и получают возможность подискутировать. Сохранится ли такая тенденция? Будет ли конкуренция среди спектаклей и актёров в этом году?

– Мы отошли от того, когда в жюри собираются и актёры и режиссёры, которые зачастую предвзято относятся к спектаклю. А вот театроведы и журналисты более абстрагированно его оценивают, не протежируя друг друга. Пока мы наметили награды за два лучших спектакля, лучшие мужскую и женскую роли, возможно, будем награждать и лучшую экспериментальную постановку. В этом году мы приготовили для участников новые дипломы в формате 3D. Что касается дискуссионной площадки, в этом году у нас будут новые лица из Москвы, которые никогда не были на фестивале, новый критик из Польши. А белорусская театроведческая мысль, к сожалению, вращается вокруг пяти-семи фамилий. Некоторые из них приедут к нам.

– Планируются ли выездные площадки, как это было в прошлые годы?

– Как-то раз позвонил мне председатель Жабинковского райисполкома Дмитрий Городецкий, который сказал: «Александр Александрович, я хочу, чтобы хоть один фестивальный спектакль побывал в Жабинке». Мы выполнили его просьбу и организовали показ. 14 сентября в Жабинку едет Ровенский областной академический музыкально-драматический театр со спектаклем «Ненормальная».

– Расскажите о программе фестиваля этого года.

– Все постановки дают надежду, обращают внимание на нашу жизнь, в которой стало меньше душевной теплоты, общения друг с другом. Каждый спектакль либо рекомендован, либо обсуждён с одним или несколькими критиками, в афишу без рекомендаций попадает один-два спектакля. Моя задача – собрать интересную программу, в ней в этом году много площадных представлений, которые я очень люблю. На нынешнем фестивале нас ждёт отличная современная драматургия, что немаловажно, ведь мы должны поднимать больные современные темы. Присутствуют классические театры, хороший эксперимент. В Литве зародился новый театр, который привезёт к нам драму «Иванов». Правда, воочию я его не видел, смотрел у них спектакль «Братья Карамазовы», но опять-таки по некоторым причинам у нас он невозможен. Польский театр привезёт хорошую работу. Не знаю, как у нас прозвучит этот спектакль. К сожалению, в техническом отношении мы в конце девятнадцатого – начале двадцатого века, в то время как все другие живут в двадцать первом. Бывает, смотришь спектакль на родной площадке, в привычном для актёров пространстве, и испытываешь одни эмоции, а когда спектакль адаптируется к другому помещению, многое теряется. Вспоминаю, для меня была обидная ситуация, – может, кто-то этого не заметил – с одним из израильских театров, когда их спектакль вообще потерялся. Я смотрел и не узнавал его.

Изюминка нынешнего фестиваля – спектакль Кама Гинкаса «Скрипка Ротшильда» по рассказу Антона Чехова, в котором собрались высочайшие образцы театральной культуры: режиссура, сценография, актёрская игра. Таких спектаклей – единицы. К нам едут известный драматический режиссёр Кама Гинкас и народный артист России Валерий Баринов. Кстати, постановка – лауреат премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший художник». В «Скрипке Ротшильда» звучит сложная тема, есть над чем задуматься и поразмышлять.
Что касается российского спектакля «ВДВ. Всем добрый вечер», это не совсем формат фестиваля, но исполнитель главной роли был приглашён по многочисленным просьбам зрителей. Билеты на этот спектакль были раскуплены за пару недель. «Это подтверждает, что театр владеет информацией о том, что людям интересно. Мы подобрали вариант, который по интересу и по цене совпадает. «Белую Вежу» зачастую критикуют за недостаточное количество известных имён – нет каждый день народных артистов России, Украины и так далее. Мы вели переговоры об участии народного артиста России Фёдора Добронравова, но это оказалось очень дорого. Сегодня не можем позволить себе такие дорогие спектакли. Что касается «Скрипки Ротшильда», здесь большое спасибо Александру Козаку: ведь именно благодаря его крепким связям этот спектакль приедет в Брест, при проектном финансировании России. Поэтому мы его увидим, иначе это было бы очень дорого и невозможно», – рассказала заместитель директора Брестского академического театра драмы Лариса Новицкая.

Лариса Александровна также отметила, что приезд Рижского русского театра имени Михаила Чехова также знаковое событие, его любят и ждут, пригласить его вне «Белой Вежи» дорого и практически невозможно. И сегодня он в списке фаворитов театрального форума, к нему присоединяются спектакли «Пинская шляхта» Национального академического театра имени Янки Купалы, «Опиум» коллектива Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», «Жеманницы» Брестского театра кукол, «Дочка» московского театра «СТУДИЯ.projekt», «451° по Фаренгейту» Гродненского областного драматического театра, «Синдром, или Кого воспеваешь?» Батумского государственного драматического театра, имени Илии Чавчавадзе, «Ненормальная» Ровенского областного академического музыкально-драматического театра, «Билли Миллиган» такого театра из Санкт-Петербурга, «Ангелы Достоевского» Литовского русского драматического театра, «Бесприданница» Государственного русского драматического театр имени Антона Чехова. В числе аутсайдеров в основном спектакли с синхронным переводом. «Эти постановки достойны большого внимания, проблемы с бегущей строкой бывают, но к этому нужно относиться понимающе», – сказала Лариса Новицкая.

Кстати, в программе фестиваля есть изменение: драму «Суд» Хакасского театра драмы и этнической музыки мы не увидим.
Под занавес встречи Александр Козак озвучил приятную новость: остросюжетный спектакль «Опиум» по пьесе современного белорусского драматурга новой волны Виталия Королева сыграет коллектив Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» из белорусской столицы, покажут дважды. Билеты на него были проданы давно.
В целом мы имеем возможность посмотреть творчество 28 театральных коллективов из 28 стран мира.

Юлия Геннадьева
фото Юрия МАКАРЧУКА

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Вторник , 21 Ноября , 2017   17 : 02

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос