Кистевой талант Фетисова

28 просмотров 0 комментариев

Отметили годовщину со дня рождения знаменитого брестского художника.

Сто лет исполнилось бы известному брестскому художнику, заслуженному деятелю культуры Белорусской ССР Ивану Фетисову. Это послужило поводом рассказать о талантливом мастере кисти, который внес неоценимый вклад в культуру нашей страны.

И это не преувеличение. Сила мастерства Ивана Фетисова настолько велика, что его работы становятся ценнее день ото дня. Ряд тематических картин и портретов вошли в золотой фонд белорусского искусства. Многие произведения находятся в крупнейших музеях и картинных галереях как Беларуси, так и зарубежных стран. За особые заслуги в 1989 году Ивану Фетисову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Беларусь».

Через тернии

О жизни мастера рассказала его дочь Анастасия Фетисова, тоже известный художник. Наша беседа проходила в мастерской Ивана Фетисова, где сейчас создает свои произведения его преемница. Признаюсь, это удивительное место, которое хранит следы творчества мастера. Здесь он проводил часы за работой, создал большинство полотен.

«Папа родился в селе Тума Рязанской области в бедной, но очень дружной и любящей семье, — говорит Анастасия Фетисова. — Его мама Стефанида трудилась портнихой при монастыре, а отец Яков, интереснейший человек, был паломником, путешествовал по святым местам, посетил Валаам, Кронштадт, Соловки… И даже написал книгу «Пути поиска истины», но рано умер. Бабушке было очень сложно одной. Видя всё это, однажды папа вылепил из глины свистулек, которые отнес на рынок, чтобы получить за них денег».

Материальное состояние отразилось на учебе: Ваня с трудом окончил семь классов. Однако большую радость испытал, когда в свои четырнадцать лет поступил в Ивановское художественное училище. С этого времени начинается самостоятельная жизнь, а его учителями и советчиками становятся книги. За годы учебы он перечитал всю русскую и зарубежную литературу. Она же научила его уважению к человеку, гуманизму. Любимые писатели — Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Байрон — вложили в него всё. Он говорил, что вырос на этом. И это фундамент, на котором он стоит. И пусть что-то со временем меняется, но суть остается той же. По словам Анастасии Фетисовой, книги всегда были рядом с ее отцом. И даже, когда Ивана в 1940 году призвали с четвертого курса в армию, он взял с собой томик Пушкина, скрипку в футляре и краски.

Двенадцать треугольников

С этими вещами он был неразлучен и на войне, хотя тогда было и не до творчества. Однако художественное видение помогало разведчику Фетисову в наблюдении целей, в зрительном фиксировании местности.

Он прошел Великую Отечественную от начала и до конца. Воевал под Сталинградом и на Курской дуге. Имел ранения, но выстоял. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями «За освобождение Праги» и «За оборону Сталинграда».

С той жизни остались записная книжка с живыми воспоминаниями, карандашные зарисовки, двенадцать писем-треугольников, которые он писал матери, а она ему. Именно их он взял с собой, когда в 1947 году решил переехать жить в Брест. Они особенно были дороги Ивану Фетисову, ведь пропитаны слезами, потом, радостью… В одном из них мать писала сыну: «Мой милый Ванечка! Мы тебя ждали. Столько слез пролила, думала, что ты уже не жив. Но вдруг получаю два твоих письма в день Победы. Пирогов напекла, когда их получила…» Однако судьба распорядилась так, что сын не увидел больше в живых мать. Возвращаясь с фронта, Иван задержался в Праге, а в это время маму ограбили и убили…

Позже он нарисует картину-икону, на которой изображена его мама Стефанида Фетисова. Через 35 лет после войны напишет картину «Разведчики» и много других.

Иван Фетисов по-особому отражал войну. В его работах не увидишь сражений с врагом на фронте. Но есть небольшой штрих, как воспоминание из прошлого и пережитого. Война научила его видеть людей, проникать в их души. Возможно, отсюда и индивидуальный подход к написанию портретов. На них люди показаны с открытостью, своей неповторимостью. Прежде всего, это простые труженики. Например, такие картины, как «Фросенька – знатная свинарка Прасковья Тупик», «Доярка С. Сыса», «Шеф-монтажник», «Строительница», «Мастер» и многие другие.

Роза на снегу
Среди его работ выделяется и картина «Красная роза на белом снегу». История её создания удивительна: «Однажды папа увидел на снегу розу, — вспоминает Анастасия Фетисова. — Его это весьма тронуло. Он говорил: «Кто-то с такой любовью подарил ее кому-то. А тот, наверное, не оценил и выбросил цветок. Но в нем таится столько любви…» Это он настолько тонко показал в своем произведении! Сила любви растопила под собой снег. И возле нее появились ростки, как надежда.

Трогает и портрет дочери. «Папа посадил меня под каким-то деревом, — продолжает с улыбкой дочь, — и начал писать. Это был радостный момент, но одновременно и напряженный: на меня стали садится комары, но мне оставалось только наблюдать за ними. Возможно, это отразилось как-то на моем лице». Так девочка просидела почти два часа, но ей было приятно, что папа рисует ее. Среди множества картин это самая любимая и дорогая для неё работа отца.

Всегда вместе
Иван Фетисов любил свою семью. Если отправлялся писать этюды на природе, то вместе с родными. Даже уезжая в длительные командировки, он брал с собой жену и детей. В памяти моей собеседницы остался год, прожитый в Севастополе, а еще проведенное в Берёзовском районе время. Тогда там строили Берёзовскую ГРЭС, а Иван Фетисов рисовал портреты рабочих. «Папа познакомился там с удивительно добрыми людьми, — рассказывает Анастасия Фетисова, — и мы проводили у них лето. Однажды поехали туда на Рождество. На всю жизнь запомнилась мне эта поездка: был сильный мороз, светила луна, а мы катались на лошади с бубенцами. Помню, как пришли колядники со звездой и пели «Все люди, ликуйте…».

Из детства у Анастасии Фетисовой много воспоминаний. Например, как папа варил суп, когда мама куда-то уехала. Он получился необычным, потому что отец решил сварить его с яблоками. Посчитал, что так будет вкуснее. И он действительно получился вкусным.

По наследству

Иван Фетисов был очень дружелюбным. По словам его дочери, в их доме и мастерской всегда было полно гостей, художник постоянно с кем-то разговаривал по телефону. Всегда стремился к общению, любил молодежь. Был начитан, выписывал цитаты и понравившиеся стихи, а затем их развешивал в мастерской. Прекрасно танцевал, особенно танго. Писал картины под музыку, иногда спрашивал совета у дочери: «Ну, как?» Эта особенность перешла по наследству к Анастасии.
С самого детства она любила подсматривать за отцом, когда тот был за работой. Часто бывала в его мастерской, но тогда и не думала свою жизнь связать с живописью, поскольку ее манила музыка. Но в какой-то момент всё изменилась: холст и кисть взяли ее в плен. Не остался в стороне и отец: если возникала необходимость, делился своим опытом. Анастасия Фетисова стала не менее известным мастером кисти, ее знают не только в Беларуси. А Брест в ее работах получил вторую жизнь.

Не только кисти и краски
Иван Фетисов вошел в историю искусства не только как живописец. Еще он автор архитектурно-художественных решений экспозиций музеев в Бресте, Барановичах, Пинске, музея космонавтики на родине Петра Климука. Автор экспозиций историко-революционного музея в Берёзе, а также музея Брестского педагогического института, двух залов в музее обороны Брестской крепости, экспозиции в «Берестье». Он разработал проектное решение комплекса на базе памятника «Каменецкая башня», которое экспонировалось на международной выставке в Праге.
Талантлив мастер был во всём. «Он чуток к поэтической метафоре в живописи, — сказала об Иване Фетисове кандидат искусствоведения Раиса Честнова, — никогда не замыкался на второстепенных, мелких темах, стремился ставить в своем творчестве те кардинальные проблемы, которые выдвигает перед мастерами искусства эпоха. Сомневаясь, мучаясь, размышляя, он исполнил свой долг, идя собственным трудным путем, веря в высокое назначение искусства, в глубинный смысл творчества. И видел в этом оправдание своей биографии. Меняясь с годами, живописное искусство его углубляло свою добрую человеческую сущность, всегда оставаясь искренним, чистосердечным, открытым миру и людям».

Не стало Ивана Фетисова 5 октября 1994 года.

Наталья ШЛЯЖКО

Фото из домашнего архива Анастасии Фетисовой
Пятница , 27 Ноября , 2020   20 : 52
Лента новостей

Опрос