Худрук Брестского театра кукол Михаил Шавель: «Здесь другая атмосфера, не такая, как была в старом здании»

97 просмотров 0 комментариев

Встретиться с художественным руководителем Брестского театра кукол Михаилом Шавелем, заслуженным деятелем культуры Беларуси, побудили сразу два повода.

Автор фото: Юрий МАКАРЧУК

21 марта отмечали Международный день театра кукол, а 27-го пройдет Всемирный день театра.

 

Михаила Александровича смело можно назвать легендой театра. Он более тридцати лет возглавлял его и пять лет работает в нынешней должности. За сорок лет сделано многое: театр кукол стал обладателем множества международных наград, получил звание заслуженного коллектива, объездил пол-Европы. 

По мнению экспертов, брестский коллектив не уступает в профессионализме актерам-кукольникам из Франции, Германии, Италии. Но главная гордость Михаила Шавеля — новое здание театра, единственное в своем роде в Беларуси.       

–– Михаил Александрович, десять лет ушло на то, чтобы театр стал еще одной жемчужиной города. Скажите, всё ли удалось воплотить в реальность?

–– Из задуманного почти всё. Здание получилось великолепное, созданы все условия для актеров. Размеры сцены позволяют выступать даже большому оперному театру. Она делится на два зала, которые разделяются специальным занавесом: малый рассчитан на семьдесят мест, а большой может вместить больше двухсот человек. 

Если проводить фестиваль, то можно использовать еще четыре площадки, есть и дворик с крышей. Возможности творить у нас теперь огромные!

 

–– Больше шести месяцев коллектив трудится в обновленном здании. За это время уже можно понять, комфортно в нем или нет.

–– Работать комфортно, но в то же время чего-то не хватает. Хотелось бы, чтобы здесь бурлила жизнь с утра до вечера, что и задумывалось вначале. Также здание рассчитано на то, что в нем будут функционировать детская театральная группа, изостудия, хореографические и компьютерные классы, игровые комнаты, кафе. 

Но пока процесс налаживания идет медленно. Приходится подстраиваться и под сцену. Продумываем всё до мелочей: декорации, свет, размещение кукол и так далее. Профессионализм должен присутствовать во всём. Надеемся, что всё получится.

 

–– Ностальгия по вчерашнему театру у вас есть?

–– Да. Здесь совсем другая атмосфера, не такая, какой была в старом здании. Там было всё маленькое: сцена, фойе… Как-то это грело душу. Сейчас можешь прийти на работу и никого не увидеть, а раньше все друг у друга были на виду.

 

–– В прошлом театр кукол и драмы дружили. Сопутствовали этому общие интересы, немаловажную роль сыграло и соседство. А что сейчас?

–– Вы правы, театры были дружны, многое мы делали сообща. С тем временем совпало рождение фестиваля «Белая Вежа». Мы совместно его организовали с тогдашним руководителем Александром Козаком. Проводили на равных условиях, например, тринадцать спектаклей проходило в драмтеатре и столько же у нас. Праздники тоже проводили вместе, выдумывали что-то новое, и нам было интересно. 

Но за десять лет многое изменилось, сыграло роль в этом и расстояние, но будем стараться возобновлять прежние отношения. Также этот период приостановил и нашу деятельность. Здание, в котором действовал театр во время строительных работ, не позволяло проводить фестивали, но, посещая их, мы достойно выступали. К слову, сейчас на неопределенный срок работу театра приостановила сложившаяся ситуация в мире. Из-за коронавируса временно отменены все спектакли. Но репетиции всё равно продолжаются.

 

–– Недавно присутствовала на спектакле «Луна Сальери». Игра актеров, декорации и куклы восхитили, как и сама постановка. Что еще запланировано на этот год?

–– Репертуар обширный. Кроме детских спектаклей, есть семь взрослых. В год на сцене театра их проходит более трехсот, будем и дальше формировать репертуар. Но для этого нужен свой главный режиссер, которого, к сожалению, у нас сейчас нет. В последнее время театры стали переходить на наемных режиссеров. Свои уходят, поскольку им выгоднее перемещаться и зарабатывать немалые деньги, чем сидеть на месте за маленькую зарплату. Эта проблема не только у нас. 

В этом году мы пригласили заслуженного деятеля искусств Беларуси, человека с мировым именем — режиссера Алексея Лелявского, а также Игоря Казакова, который отработал больше десяти лет в Могилёвском областном театре кукол, сейчас трудится в Минске. У нас есть и Алиса Ермак, начинающий, но талантливый режиссер-постановщик. Планируем поставить четыре новые постановки. Также хотим расширить труппу до 23 человек: сейчас у нас только 15 актеров. Правда, существует проблема с кадрами — нет желающих ехать в провинцию из столицы.

 

— Михаил Александрович, какой сейчас зритель?

— Зритель хороший, главное, что ему покажешь и как это сделаешь. Важно, и с каким впечатлением он выйдет из театра. Если впечатлило, будет всегда ходить, если нет –– больше не придет.

 

— Современные дети пресыщены Интернетом. Там мультфильмы, фильмы, игры. Это как-то отражается на посещении театра?

–– Нет. Раньше думали, что с телевидением и кино интерес к театру угаснет. Однако жизнь показывает обратное: у нас всегда найдется свой зритель, он есть и будет. Потому что эмоционального воздействия, которое происходит на сцене здесь и сейчас, не заменить ничем. И пусть не всегда заполнен зал, что бывает в особо редких случаях, но я уверен: театр всегда будет жить.

Наталья ШЛЯЖКО

Понедельник , 30 Марта , 2020   06 : 56
Лента новостей
Опрос