Как проходили органные концерты в Брест-Литовске ХІХ века

212 просмотров 0 комментариев

В Брест-Литовске в 1856 году открыли кафедральный Крестовоздвиженский костёл. Его открытие  совпало с окончанием Крымской войны (1853 - 1856).

Была она для России неудачной, но выявила талант и патриотическое величие многих ее защитников.

В костёле, помимо служб, проводили концерты органной музыки. Величественные звуки органа были близки к высоко благородным и противоречивым переживаниям участников войны. Зайдём и мы под своды Крестовоздвиженского костёла тех лет. Начинает звучать наиболее известное и почитаемое произведение Иоганна Себастьяна Баха: «Токатта и фуга ре минор BWV». Как хочется пригласить читателя в интернет и вместе с ним погрузиться в великолепное волшебство звуков!

«Токатта»... Торжественный, восходящий к небу завораживающий голос величественного инструмента. В нём для тогдашнего брестчанина – память о жестоких крымских сражениях и надежда на светлое послевоенное возрождение мира. Война окончилась только что, и раны её ещё кровоточат. Слушателя органных аккордов охватывает чувство участия в движении огромного моря людей и не растворяющееся при этом ощущение себя отдельной личностью. Душа заполняется величественностью, гимновостью и полыхающим восхождением к идеалу. Сердце улетает в некую удивительную страну величественных и недостижимо великолепных звуков-героев...

В концертах, возможно, звучало и сочинение другого немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди (1809 -1847) «Прелюдия и фуга до минор». Опять включим интернет и обратимся в слух. Этот мастер очень интересовался музыкальным наследием Баха, но высказывался по-своему. Итак, «Прелюдия...»: нежность, романтичный уход в себя, вслушивание в красоту собственных переживаний, разговор с собой, грусть, просветлённая память о пережитых болях. В завершающей части произведения – как бы ответ на вопросы: гармония, успокоение, апофеоз добра и света. Мендельсон высказывается мягче и сокровеннее решительного Баха.

Иоганн Себастьян Бах... Феликс Мендельсон-Бартольди... Крестовоздвиженский костёл... Брест-Литовск 50-70-х годов 19 века. Сердце жадно ищет путей к утерянному раю и утраченной гармонии. Слушаешь органные перекаты и понимаешь: Брест тех лет был глубоко прекрасным, ранимо чувствующим и обжигающе отрытым миру в своих исторических переживаниях. Бах предрекал городу над Бугом богоизбранные победы на историческом пути. Мендельсон дарил слушателям нежную силу любви и взаимопонимания.

А теперь «встретимся» с теми, кто тогда пришёл на встречу с великолепными гениями органной музыки. Был там, по всей видимости, Викентий Дземянович – настоятель костёла и глава всего Брестского католического прихода. Он имел крест и медаль в память Крымской войны. О личности этого человека свидетельствует то, что он, поддерживая повстанцев 1863–1864 годов, избежал чисток властей. Значит, уважали. Выдающаяся личность! Были на концертах и те, кто сражался в Крыму в составе Брестского 49-го пехотного полка. Присутствовал кто-то из моряков-белорусов, воевавших в Севастополе. Бывал, возможно, и граф Эдуард Тотлебен (1818–1884).

Тотлебен – военный инженер, генерал-адъютант, участник боёв в Крыму. Его называли гением Севастопольской обороны. И недаром в ходе войны этот необычайно одарённый офицер предлагал и реализовывал совершенно уникальные и неожиданные инженерные решения, которые, если использовать принятую в наших рассуждениях музыкальную образность, были также произведениями искусства.

После войны этот гениальный фортификатор выступил с предложениями по совершенствованию Брестской крепости. Усилиями Тотлебена в 1869-1875 годах крепость была существенно усилена. С 1871 года в целях укрепления крепости Тотлебен провёл ряд изысканий под Брест-Литовском. Здесь он также проявил неординарность своей творческой натуры. Поэтому легко представить этого талантливого генерала на одном из органных концертов в Брестском Крестовоздвиженском костёле среди слушателей Баха и Мендельсона. Присутствовали на концертах и те военные инженеры, которые состояли тогда в гарнизоне Брестской крепости и осуществляли фортификационные идеи Тотлебена. А кто был органистом в нашем рассуждении? Кто силою вдохновения своего заставлял пришедших на концерты возноситься душою в небесную безграничность? История его имени нам не оставила. Но без него не было бы ничего из того, о чём мы сейчас попробовали рассказать.

Величественная музыка в Брест-Литовске... Патетика тысячелетней истории города. Звучат трубы костельного органа. Прислушаемся к ним...

Василий ВОВЧЕНКО
Среда , 21 Августа , 2019   20 : 59


Лента новостей








Опрос