Фестиваль «Белая вежа»: вопросы без ответов

254 просмотра 0 комментариев

Брестчанам пришелся по душе жесткий и бескомпромиссный разговор о пороках современного общества и личности, инициированный независимыми театральными коллективами.

Автор фото: Дмитрий КУХАРЧУК
Любой фестиваль – это индикатор зрительских симпатий. И если теплый прием комедий публикой, готовой простить любые огрехи и недостатки за бесценные часы беззаботного веселья, вполне объясним, то интерес зрителей к остросоциальным драмам молодых независимых режиссеров заслуживает особого внимания. Так, постановка минского Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» по пьесе молодого белорусского драматурга Виталия Королева «Опиум» вызвала такой ажиотаж, что был организован дополнительный показ спектакля, чтобы удовлетворить повышенный зрительский интерес. С аншлагом прошла и постановка московской студии Projekt – «Дочка», в основу которой легли пьеса Екатерины Гузёмы и рассказы Захара Прилепина.

Что же зритель находит в творчестве молодых драматургов и чего ему недостает в драмах Чехова и трагедиях Шекспира? Давайте в этом разберемся.

О внутренних демонах

Хотя герои «Опиума» и «Дочки» действуют в совершенно разных обстоятельствах, их роднит то, что главным предметом переживаний и движущей силой для них становится семья. Они мыслят себя прежде всего через отношения с родными и близкими. Именно ради брата и мамы герой пьесы Виталия Королева Коля сначала соглашается на тяжелую и плохо оплачиваемую работу, а затем и вовсе вербуется наемником в зону боевых действий, по сути жертвуя собой ради близких. Героиня Гузёмы Таня на протяжении всей постановки рассказывает о своих родителях, и поначалу складывается впечатление, что именно счастливая семья и безусловная родительская любовь – главные чаяния девушки.

Однако герои двух пьес ведут себя со своими близкими подчеркнуто агрессивно. В пьесе «Опиум» на проявление нежности и заботы из женских персонажей оказывается способна лишь Мама, поскольку вторая героиня Таня отказывает во взаимности Андрею, младшему брату Коли, даже не удосужившись объяснить причину расставания. Казалось бы, девушка щадит чувства парня и намеренно затягивает с разрывом, оставляя его постоянно в неведении, однако такими интригами лишь причиняет ему еще большую боль, что в итоге и приводит к трагической развязке. А Коля и вовсе имеет все шансы стать домашним тираном, поскольку свою злость и разочарование из-за нереализованных амбиций вымещает на младшем брате. Конечно, эту агрессию можно списать на строгость воспитания. Судя по всему, братья растут без отца, и именно Коля, как старший, берет на себя функции защитника, добытчика и воспитателя.

Однако очень красноречива одна из самых эмоционально сильных сцен спектакля – сборы Коли. Будучи зажатым в тиски с одной стороны самолюбием, уязвленным из-за невозможности обеспечить достойную жизнь своим близким, и противодействием матери, отказывающейся принимать жертву сына ради семьи, Коля в порыве отчаяния обращает агрессию на Андрея. Фигура взрослого мужчины, запускающего горсть земли в беззащитного подростка, становится одним из самых запоминающихся моментов постановки, а сам процесс подчеркнут звуковым сопровождением, имеющим четкую милитаристическую окраску. Не случайно ведь Коля уходит именно на войну. Не умаляя всего благородства его жертвы, задумаемся, а не этого ли требовали его внутренние демоны, заставляющие парня постоянно находиться в состоянии нервного перенапряжения. Подтверждением этой мысли становится сцена общения Коли с родными по скайпу с «фронта»: он умиротворен, спокоен, в окружении друзей, даже шутит. И военная форма ему так к лицу…

Дочь достойна отца
Не менее агрессивна и Таня. Она ненавидит отца за разрушенное детство, мать – за то, что не смогла защитить себя и дочь, одноклассника, который позволил себе нелицеприятное высказывание в её адрес, новую семью отца и, конечно, больше всех – себя. Несмотря на то, что пьеса Гузёмы называется «Вся правда о моем отце», с каждым признанием девушки мы всё больше узнаем о ней самой. И если в начале постановки героиня видится несчастной, но смелой девушкой, решившейся рассказать о своей боли, то к финалу она раскрывается как настоящий монстр. Таня не только не хочет научиться прощать, но и намеренно культивирует свою ненависть, находя всё новые поводы считать себя обиженной на родителей, сверстников и весь мир. Её монолог – это не покаяние перед священником, это речь перед битвой. Не случайно одна из зрительниц поделилась после просмотра, что больше всего боялась суицида в финале. Однако героиня решила принести более страшную жертву – своего еще не рожденного ребенка. Дочь достойна отца, ничего не скажешь.

Конечно, такая откровенная провокационность преподнесения темы не может не рождать полемики. Исполнитель одной из главных ролей в драме «Дочка» Александр Туравинин признался, что после каждой постановки актеры общаются со зрителями, и такие встречи могут длиться даже дольше самого спектакля. Зрителя спорят, благодарят, делятся своей болью или даже ругают авторов, но в любом случае не остаются равнодушными.

Об ответственности автора

Казалось бы, всё замечательно, но такой яркий и запоминающийся художественный образ вполне может быть истолкован как нравственный императив. Мол, я таков, поскольку меня в детстве не любили родители, мир мне обязан, и поэтому сейчас я сам возьму всё, что мне причитается. На эту однобокость раскрытия темы взаимоотношения отцов и детей в постановке обратила внимание московский критик Владислава Куприна, заметив, что в таком случае актеры должны сами быть отчасти психотерапевтами, ведь зрители общаются с ними в надежде утолить собственную боль, пробужденную спектаклем.
Схожее ощущение безвыходности создается и после просмотра «Опиума». Только если в случае «Дочки» речь идет о внутренней жизни личности, то в случае драмы Виталия Королева – о существовании в социуме. Как жить, если все ходы заранее обречены на провал: близких спасти невозможно, правды не найти, а если и отыщешь, то обладать ей опасно; любви нет, вокруг сплошные ложь и обман? У драматургов нет ответов. Нет их и у нас с вами. Но зрители любят смельчаков, которые отваживаются их задавать…
Дмитрий КУХАРЧУК

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Суббота , 18 Ноября , 2017   23 : 05

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос