«Белая Вежа»: кому достались призы фестиваля?

243 просмотра 0 комментариев

Отгремели фанфары, закрылся занавес, и последний реквизит убрали со сцены. Театральный фестиваль попрощался с нами до следующего года. Осталось подвести его итоги.

Автор фото: Дмитрий КУХАРЧУК
Сильные постановки

Неоднократно отмечалось критиками и зрителями, что в этот раз была довольно сильной белорусская программа фестиваля. В этом можно убедиться, просто взглянув на афишу. Действительно, недостатка в спектаклях отечественных театров не было. Причем их выделяло и жанровое, и стилистическое многообразие. Хотите комедию белорусского классика? Пожалуйста! Получите фарс-водевиль «Пинская шляхта» в постановке Национального академического драматического театра имени Горького. Предпочитаете спектакли малой формы с одним или двумя актерами и камерной обстановкой? Нет проблем! «Галлюцинация» «Синяя-синяя» Могилевского областного театра кукол как раз такая постановка. Интересуетесь современной драматургией? Вам любопытно, как преломляются злободневные проблемы сегодняшнего дня в произведениях наших современников? «Опиум» Центра визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн» именно такой спектакль. Хотите видеть нечто совершенно новое на театральной сцене и при этом основанное на наших традициях и богатом наследии предков? И этот ваш запрос был удовлетворен в виде моноспектакля на основе белорусского фольклора солиста этно-группы «Троица» Ивана Кирчука «Дорожка моя».

Особенно приятно, что качество белорусских спектаклей также было на высоте. Доказательством этих слов послужили итоги, подведенные жюри фестиваля. Так, в номинации «Лучший спектакль малой формы» победил «Опиум», а лучшим моноспектаклем признали постановку «Синяя-Синяя». Не остался без наград и Иван Кирчук. Он увез домой специальный диплом «За высокохудожественное освоение белорусского фольклора».

Интересные гости

С яркой и неожиданной стороны во время фестиваля показали себя не только белорусские театры. Лучшей постановкой «Белой Вежи-2017» признали «Скрипку Ротшильда» Московского театра юного зрителя. Спектакль пришелся по душе и зрителям, и критикам. Особая заслуга в этом, конечно, всеми любимых актеров Игоря Ясуловича и Валерия Баринова, исполнивших в постановке главные роли. Перед спектаклем, который «живет» на сцене уже более 15 лет, актеры дали пресс-конференцию, и брестчанам особенно приятно было узнать, что народный артист России Валерий Баринов в Бресте уже не впервые. Он был в областном центре с гастролями еще в начале 60-х и даже выходил на сцену нашего театра. Правда, тогда его роль была без слов.

Актер рассказал, что любимым его занятием в новом городе становится поход на рынок. Не стал исключением и этот приезд. Валерий Александрович с удовольствием прогулялся между прилавками, изучая, по его словам, человеческие типажи. «В Бресте меня узнают, – признался он в интервью корреспонденту «БВ». – Правда, реакция брестчан отличается. Они очень деликатные».

Актуальные темы
Еще одной важной особенностью нынешнего фестиваля, по которой, кстати, можно сделать выводы и о тенденциях развития театрального процесса, стали спектакли малой формы. Их было так много, что малая сцена Брестского театра не смогла вместить все постановки, и спектакли играли на других сценах. Между тем камерную обстановку и степень доверия оценили и сами зрители. Практически каждый спектакль, сыгранный в малом зале, становился событием. Батумский профессиональный государственный драматический театр имени Илии Чавчавадзе наградили специальным дипломом за «Лучший актерский ансамбль» в музыкальной терапии «Синдром, или Кого воспеваешь?». Колоритные грузинские актеры со свойственным им южным темпераментом воплотили на сцене образы из произведений Славомира Мрожека. Причем комедия угрозы, написанная боле полувека назад польским драматургом и явившаяся ответом художника на атмосферу холодной войны, прозвучала весьма актуально и современно. Неслучайно многие критики увидели в ней метафору возникновения терроризма.

С аншлагом прошла и скромная история любви «Ненормальная», поставленная Ровенским областным академическим музыкально-драматическим театром по пьесе Надежды Птушкиной. По признанию режиссера спектакля Владимира Петрива, выбирая заведомо мелодраматический материал для постановки, он и предположить не мог, что его работа придется по душе не только зрителям, но и критикам. Однако искренняя и трогательная игра ведущих актеров Виктории Клещенко-Пилипчук и Вячеслава Давидюка так тронула сердца, что обсуждение спектакля перешло из профессиональной плоскости в философскую. Может, в этом и заключена задача настоящего искусства?

Не менее эмоциональным стал и моноспектакль Русского драматического тетра Литвы и Центра современной музыкальной коммуникации «Ангелы Достоевского». Перед нами один за другим оживали на сцене персонажи, созданные гением русской литературы: князь Мышкин, Николай Ставрогин, Грушенька и ребенок из рассказа «Мальчик у Христа на елке». По словам режиссера и актрисы Бируте Мар, этих героев она выбрала не случайно, так как еще сам Федор Михайлович подмечал, что в них таятся ростки «иного мира», благодаря которым в нас до сих пор живет правда, мудрость, совесть, любовь и вера. Актриса так талантливо вдохнула жизнь в этих героев, что не только на 60 минут заворожила зрителей в зале, но и удостоилась специального диплома за «Лучшую женскую роль».

Актуальные темы

Важно отметить, что одной из ведущих тем, объединивших столь стилистически и художественно разные постановки, стала тема памяти. Знания и эмоции, заключенные в книгах, как самое грозное оружие, которого боятся, а значит, будут стремиться уничтожить. Проблематика повести Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» была воплощена на сцене труппой Гродненского областного драматического театра. И пусть постановка не стала событием фестиваля, само обращение к знаменитому тексту говорит о его актуальности даже спустя десятилетия.

Еще более с современной действительностью резонировали проблемы, обозначенные Антоном Чеховым в бессмертной драме «Иванов». Сменив основные акценты с внешней среды на внутренний мир героя, театральная студия Theaomai из Вильнюса добилась такого актуального звучания чеховского текста, что постановщика Сильва Кривицкене просто не могли отпустить домой без награды. Ему вручили специальный диплом за «Лучшую режиссуру».

Память и вина – главные темы драмы Македонского национального театра «Исповедь». Основанная на автобиографическом романе Ингмара Бергмана, постановка так глубоко погрузила зрителей во внутренний мир главной героини, что остаться в стороне от её переживаний, к которым она возвращается вновь и вновь спустя годы, было просто невозможно.

Оригинальная сценография и текст произведений Витольда Гомбровича позволили во всей красе раскрыться таланту Петера Хаваши из Дануб Бенд театра Вац из Венгрии. За роль принца Филиппа в спектакле «Ивонна, принцесса Бургундская» его удостоили специального диплома за «Лучшую мужскую роль».

Дмитрий КУХАРЧУК

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Воскресенье , 22 Октября , 2017   12 : 51

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос